Главная страница

Статья «Формирование экологической культуры у детей седьмого года жизни на основе кружковой работы»



Скачать 73.63 Kb.
НазваниеСтатья «Формирование экологической культуры у детей седьмого года жизни на основе кружковой работы»
Дата12.03.2016
Размер73.63 Kb.
ТипСтатья

Научно-практическая статья

«Формирование экологической культуры у детей седьмого года жизни на основе кружковой работы»


Иванова О.Н.

История человечества неразрывно связана с историей природы. На современном этапе вопросы традиционного взаимодействия её с человеком выросли в глобальную экологическую проблему. Если люди в ближайшем будущем не научатся бережно относиться к природе, они погубят себя. В связи с этим особое значение прибретает вопрос формирования экологической культуры. Его социальная значимость определяется стратегией государства РФ, определяющей развитие экологического образования, как междисциплинарной реформы всего образования на всех уровнях и для всех возрастов.

Практика работы ДОУ убеждает, что наилучших результатов в формировании экологической культуры дошкольников можно достичь при правильном сочетании занятий с нерегламентированной деятельностью, которые неразрывно связаны между собой, дополняют друг друга.

Наиболее целесообразной и эффективной групповой формой экологического воспитания является кружковая работа. Интерес к организации кружковой работы обусловлен тем, что её содержание не ограничивается рамками образовательной программы, а значительно выходит за её пределы, позволяет извлекать уроки на будущее, изменять цели своей деятельности, применять решение в соответствии со своими убеждениями.

Доступные восприятию ребенка элементы экологической культуры составляют содержательную основу большинства программ дошкольного образования, таких как «Детство» (под ред. В.И. Логиновой) [3] «Юный эколог» (С.Н.Николаевой) [6], «Мы» (Н.Н. Кондратьевой) [5].

Мы разделяем мнения тех учёных (А.Н.Захлебный, И.Т.Суравегина) [4], которые предлагают больше внимания уделять практикумам в окружающей природной и социальной среде, проблемным ситуациям и задачам, их решению, что требует тесного взаимодействия учебной и внеучебной деятельности. Однако большинство исследований, направленных на изучение формирования экологической культуры, посвящено школьникам. Проблему формирования экологической культуры исследуют П.Ф.Комогоров, М.А. Перепелицына, Л.Б.Бобылева, О.В.Бобылева [2], которые считают, что экологический кризис на планете «победит» не деятельность специалистов по охране окружающей среды, а специальная система экологического образования. Важным принципом этой системы является непрерывность экологического образования, что означает взаимосвязанный процесс обучения, воспитания и развития человека на протяжении всей его жизни. Данный опыт представляет немалый интерес, при условии его адаптации к возрастным особенностям дошкольников.

В связи с этим целью статьи является распространение педагогического опыта по формированию экологической культуры у детей седьмого года жизни.

Нами представлен опыт по формированию экологической культуры у детей седьмого года жизни МБДОУ детский сад №7 «Рябинушка» общеразвивающего вида городского округа Стрежевой, основанный на реализации модифицированной Программы кружка «Мой друг-природа», апробированной в условиях детского сада.

Цель программы: формирование экологической культуры дошкольников.

Основными задачами программы являются:

обучающие:

-учить детей быть ответственными за свои поступки;

-формировать культуру поведения в природе;

-обогащать представления об окружающем мире.

Развивающие:

-способствовать развитию основных процессов мышления (анализ, синтез, сравнение);

-развивать творческое воображение, познавательные возможности детей;

Воспитательные:

-воспитывать бережное отношение к окружающей среде, необходимость рационально относиться к компонентам неживой природы;

-прививать любовь к природе, желание о ней заботиться.

Данная Программа была апробирована на 20 обучающихся подготовительной к школе группы детского сада «Рябинушка», посещающих экологический кружок. В ходе её апробации был проведен ряд диагностических исследований, таких как входная и итоговая диагностика уровня экологической культуры. Одним из важных требований к входной диагностике мы считаем выстроенную систему критериев и показателей, позволяющих объективно зафиксировать уровень экологической культуры детей седьмого года жизни – высокий, средний, низкий. Так, в сентябре 2010 года была произведена входная диагностика, которая позволила в процессе тестовых игр оценить уровень сформированности экологической культуры у дошкольников по критериям от 1 (низкий уровень) до 10 (высокий уровень). Для её проведения использовались тестовые упражнения, разработанные А.Н. Захлебным.

Тестовые упражнения помогли выявить три уровня сформированности экологической культуры у дошкольников.

Высокий уровень (21 %)- предпочитают деятельность с природными объектами, с удовольствием и по собственной инициативе общаются с живыми существами. Мотивом бережного отношения выступает понимание ценности жизни, стремление к совершению добрых поступков (дифференцированные и интегральные оценки в диапазоне 8-10 баллов).

Средний уровень (53 %) – дошкольники проявляют положительное отношение избирательной направленности к природным объектам (дифференцированные и интегральные оценки в диапазоне 4-7 баллов).

Низкий уровень (26 %)- не проявляют инициативы в общении с природой, не выполняют правила гуманного взаимодействия с живыми объектами, могут проявить небрежность и даже агрессивность (дифференцированные и интегральные оценки в диапазоне 1-3 балла).

Таким образом, результаты экспериментальной работы подтвердили оптимальность определенных нами педагогических условий формирования экологической культуры у детей седьмого года жизни, правомерность выдвинутой гипотезы

Далее на основе разработанной программы кружка была проведена экспериментальная работа, направленная на формирование экологической культуры дошкольников. В ходе работы все программные материалы были сгруппированы по следующим направлениям: «Введение в экологию», «Молчаливые соседи», «Пернатые друзья», «О чём шепчут деревья», «Охрана природы», «Загадки животного мира», «Секреты неживой природы», «Оранжерея на окне», «Человек - часть живой природы», «Досуговые мероприятия».

Занятия кружка включают работу по формированию природоведческих, природоохранительных и нравственных знаний и умений, игровые и занимательные моменты, исследовательскую работу, самостоятельные наблюдения.

Кроме того, у детей формируются нравственные знания и чувства: любовь, сопереживание, жалость и др. В связи с этим значительный воспитательный эффект даёт включение в беседы с детьми такого материала, который заставляет детей чувствовать себя непосредственными защитниками природы, принимать те или иные решения, способствовать проявлению их эмоционально – волевых качеств. Каждое занятие состоит из двух частей, первая из которых имеет целью формирование у детей новых природоохранных и нравственных понятий, воспитание соответствующих чувств. Вторая вносит элементы занимательности, повышая активность ребёнка.

Используемые методы и приёмы адекватны поставленным в Программе задачам. Они основываются на: упражнениях детей в элементарном анализе и сравнении природных объектов; моделировании, постановке вопросов проблемного характера и самостоятельном поиске ответов на свои же вопросы; создании игровых ситуаций; чтении художественной литературы; театрализаций на экологическую тему, проигрывании инсценировок по правилам поведения в природе.

Программа реализуется в контексте разработанных педагогических условий формирования экологической культуры в дошкольном образовательном учреждении. Средствами реализации данной Программы служат: природные объекты и явления, экологические акции, музыка; изобразительное искусство.

Для проведения занятий в кружке были подобраны наглядные пособия: специальные картины о природе, таблицы о строении животных и растений, плакаты с изображением природных сообществ, диафильмы, видеокассеты с записями телевизионных программ о жизни животных и растений, пластинки с произведениями П.И. Чайковского "Времена года. Для проведения экспериментально-исследовательской деятельности приобретены вспомогательные приборы и оборудование: микроскоп, лупы, колбочки, семена различных растений, трав, заранее заготовленная земля и др.

Новизна предлагаемого подхода к формированию экологической культуры старших дошкольников заключается:

– в расширении представлений о возможностях использования кружковой работы в формировании экологической культуры дошкольников;

– в использовании мультимедийных средств, формирующих у дошкольников экологическую культуру.

Данная Программа полностью реализована, в настоящее имеет ряд итоговых результатов, позволяющих оценить её эффективность. Так в мае 2011 года были произведены контрольные замеры для определения уровня экологической культуры воспитанников описанной выше группы.

Полученные данные показали, что в результате реализации данной Программы произошли значительные изменения в уровне экологической культуры, а именно: количество детей с высоким уровнем экологической культуры увеличилось на 32%; со средним уровнем толерантности - на 12%; и наоборот, число детей, имеющих низкий уровень экологической культуры, снизилось на 20 %.

Таким образом, результаты экспериментальной работы подтвердили оптимальность определенных нами педагогических условий формирования экологической культуры у детей седьмого года жизни в условиях кружковой работы. Это дало нам основание утверждать, что Программа кружка «Мой друг – природа» является эффективным средством формирования экологической культуры у детей седьмого года жизни. Данная Программа имеет широкое применение, она может быть использована в дошкольных образовательных учреждениях всех видов и типов, в учреждениях дополнительного образования, в курсах предшкольного образования, а также в начальных классах.

В то же время проблему формирования экологической культуры нельзя считать исчерпанной. Она требует дальнейшего исследования многих сторон формирования экологической культуры:

– изучить систему непрерывности экологического образования,

– изучить пути взаимодействия детского сада со школой, с семьей;

– изучить условия формирования экологической культуры на разных ступенях дошкольного воспитания.

Это могло бы послужить основой для создания единой образовательной системы формирования экологической культуры обучающихся детей как дошкольного, так и школьного возраста городского округа Стрежевой.

Список используемых источников и литературы:


  1. Барышева Ю.А. Из опыта организации эколого-краеведческой работы. // Начальная школа. – 1998. - №6.

  2. Бобылева Л. Д., Бобылева О.В. Экологическое воспитание младших школьников.// Начальная школа.-2003.- №5.

  3. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду/ В.И. Логинова, Т.И. Бабаева, Н.А. Ноткина; под ред. Т.И. Бабаевой, З.А. Михайловой: Изд.3-е, переработанное. СПб.: Детство-Пресс, 2002. – 244с

  4. Захлебный А.Н., Суравегина И.Т. Экологическое образование школьников во внеклассной работе. – М.: «Просвещение», 1985

  5. Кондратьева H.H. Программа экологического образования детей «Мы» / H.H. Кондратьева. СПб.: НИИХ СПбГУ, 1996. - 104 с.

  6. Юный эколог. Система работы в подготовительной к школе группе детского сада / С.Н. Николаева.- М.: МОЗИКА-СИНТЕЗ, 2010. -168с.