Главная страница

Статья на сайте педагогического клуба «Наука и творчество»



Скачать 103.31 Kb.
НазваниеСтатья на сайте педагогического клуба «Наука и творчество»
Дата05.04.2016
Размер103.31 Kb.
ТипСтатья

Статья на сайте педагогического клуба «Наука и творчество»

https://sites.google.com/site/klybnayka

Отклоняющееся поведение и социальный контроль.

Предметы гуманитарного цикла (обществоведение)

Камалова Ирина Ирековна

Учитель истории и обществознания

Средняя общеобразовательная школа № 4 г. Агрыз РТ
Цели и задачи урока:

1.Образовательная: раскрыть сущность таких явлений, как отклоняющееся поведение и социальный контроль, показать их взаимосвязь, описать последствия наиболее опасных форм отклоняющегося поведения, проанализировать причины негативного поведения.

2.Развивающая: развитие умений анализировать, сопоставлять, делать выводы; умений, необходимых для применения полученных знаний при решении практических задач.

3.Воспитательная: формирование навыков социального поведения, профилактика опасных форм отклоняющегося поведения.

Тип урока: комбинированный (форма урока - практикум).

Основные понятия: отклоняющееся поведение, девиантное поведение, делинквентное поведение, организованная преступность.
Оборудование:  проектор, компьютер, компьютерные динамики.

Раздаточный материал: На столах у учащихся находятся материалы с дополнительной информацией, технологические карты.

На уроке применяются следующие виды деятельности: индивидуальная, групповая, фронтальная. В ходе всего урока работает группа экспертов (3 ученика), которые готовят предварительно дополнительный материал об опасных формах отклоняющегося поведения, в ходе урока дают свою оценку работе групп, комментируют ответы учащихся, результаты фиксируются на «Листе оценивания».

План урока:

1. Организационный момент.

2.Отклоняющееся поведение.

3.Формы и проявле­ния отклоняющего­ся поведения.

4. Социальный контроль и самоконтроль.

5. Проблема роста преступности и криминализации общества в России.

6. Рефлексия. Домашнее задание.

Эпиграф к уроку: «Я не хочу и не могу верить, чтобы зло было нормальным состоянием людей» (Ф.М. Достоевский).

Ход урока:

1. Организационный момент. Актуализация.

Учитель: Совместная жизнь и деятельность требуют упорядочения отношений между людьми, установления определенных правил, направленных на защиту их безопасности, координацию действий, поддержание целостности общества. Это возможно благодаря социальным нормам, которые сопровождают человека всю жизнь. Деятельность людей превратилась бы в хаос, если бы они не придерживались определенных правил. Нормы, которым мы следуем, в наших действиях, придают социальному миру регулярность и предсказуемость. Но не всегда и не все действия людей соответствуют социальным ожиданиям. Люди часто отклоняются от правил, которым они обязаны следовать.

Вспомним:

  • Что такое социальная норма?

  • Какую роль в жизни общества и человека играют социальные нормы?

  • Что мы называем процессом социализации?
    Возможны ли сбои, неудачи в процессе социализации?

  • Что вы узнали в основной школе об отклоняющемся поведении?

Определяется совместно с учащимися тема урока. Далее учащимся предлагается набор понятий, вопросов, положений по теме, которые необходимо распределить в два столбца: «Знаю» и «Не знаю», по итогам данной деятельности определяются задачи урока.

Перед учащимися ставится проблема: «Отклонения – естественная часть социальной жизни, поэтому осуждение, регулирование и запрещение не уменьшают отклонений. Специфические отклонения могут исчезать, а другие появляться… Исчезновение крупных преступлений поведет к усилению внимания к более мелким ». Согласны ли вы с изложенной точкой зрения? Можно ли избавить общество от отклонений?

Перед вами лежат технологические карты, чтобы успешно справиться с заданиями будьте внимательны, принимайте решения сообща, соблюдайте правила групповой работы.

2. Работа с понятием «Отклоняющееся поведение»:

Учитель: Далеко не всегда поведение людей соответствует социальным нормам, соответственно мы наблюдаем отклонения в поведении человека.

Учащимся предлагаются варианты объяснения понятия «Отклоняющееся поведение». Вопрос: В чем сущность отклоняющегося поведения? Что объединяет эти определения?

3. Формы и проявле­ния отклоняющего­ся поведения.

Групповая работа: Учащиеся выполняют задания, рассматриваемая информация для ребят не сложна, так как на уроках права изучены определенные вопросы темы.

1 группа. Задание – конструктор: Из предложенного набора слов составить определение понятия, и назвать само понятие. Правильный вариант:

Девиантное поведение - это различные формы поведения человека, не соответствующие установившимся в обществе нормам поведения.

Делинквентное поведение - антиобщественное противоправное поведение индивида, воплощённое в его поступках.

2 группа. Задание: Из предложенного списка выберите основные признаки девиантного поведения. Заполнить пропуски в схеме.

3 группа. Задание: Из предложенного списка выберите основные признаки делинквентного поведения. Найти среди данных примеров ситуации делинквентного поведения.

4 группа. Задание: Исследователи девиантного поведения придерживаются разных точек зрения на его причины. Познакомьтесь с некоторыми из них. С какими точками зрения вы согласны? Обоснуйте свой ответ.

Учащиеся должны отметить, что девиантное поведение в узком смысле означает - не вызывающее уголовного наказания. Оно относительно по своему проявлению - нарушения не воспринимаются некоторыми группами людей как отклонения от нормы. Делинквентное поведение абсолютно по отношению к законам.

Задание для всех групп: В чем причины отклоняющегося поведения? Ребята предлагают варианты ответов, совместно выводим следующие причины отклонений и приводим примеры:

1. Биологические (Наследственная предрасположенность).

2. Психологические (Человек живет сегодняшним днем, в состоянии беззаботности, легкости, которое ему приносят алкоголь, наркотики или табак, утрачены или деформированы многие ценности, правовой нигилизм).

3. Социологические (Это социальные факторы. Одни из них связаны с семьей, другие – с состоянием общества в целом и т.д.).

Учащиеся должны отметить, что отклонения являются естественной частью социальной жизни, в жизни общества бывают особые периоды глубоких перемен, когда регулирующая роль норм ослабевает. Реальность так меняется, что перестает соответствовать сложившимся ранее ценностям и правилам. Многие прежние ценности теряют свое значение, а вновь нарождающиеся предпочтения нередко конфликтуют с традиционными представлениями. В этих условиях чаще проявляется отклоняющееся поведение.

Групповая работа: Каждая группа получает раздаточный материал, подготовленный экспертами, содержащий информацию об отклоняющемся поведении. Затем всему классу показываются фрагменты видеозаписи об алкоголизме, курении, наркомании.

Задание: На основе просмотренного видеофильма и дополнительной информации укажите: В чем состоит опасность отклоняющегося поведения (курения, алкоголизма, наркомании, коррупции - каждая группа получает свой вариант задания)? Какие меры принимает общество для борьбы с данными отклонениями? Предложите свои варианты.

В ходе обсуждения учащиеся должны указать особую опасность данных отклонений для детей и молодежи.

Далее организуется работа по заданиям ЕГЭ. Примеры заданий:

1. Одобрение окружающими поступков человека может быть выражено в виде формальных и неформальных санкций. К числу формальных относится

1) всенародная слава 2) всеобщий почет

3) доброжелательное отношение 4) награждение грамотой

2.Верны ли следующие суждения о характере отклоняющегося поведения?

А. Одним из проявлений отклоняющегося поведения является следование

социальным нормам.

Б. Все формы отклоняющегося поведения обязательно влекут за собой

уголовное наказание.

1) верно только А 2) верно только Б

3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

3. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных

понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой

оно указано.

1)Шантаж; 2) бюрократия; 3)взятка; 4) коррупция; 5) вымогательство.

В ходе обсуждения и выполнения заданий учащиеся делают вывод: Существуют разные формы отклоняющегося поведения. Есть такие формы отклоняющегося поведения, которые не создают неудобств окружающим, не подрывают стабильность общества. Но во многих случаях отклоняющееся поведение ведет к нежелательным как для личности, так и для общества последствиям. Среди наиболее опасных форм выделяют: алкоголизм, курение, наркоманию, коррупцию, религиозный фанатизм, расовую нетерпимость, терроризм.

4. Социальный контроль и самоконтроль (работа организуется со всем классом, учитываются индивидуальные ответы учащихся).

Учитель: Социальные нормы являются одним и элементов механизма регуляции поведения людей в обществе. Общество и государство стремятся принять меры к ограничению особо опасных форм отклоняющегося поведения, в частности законодательно, ужесточая ответственность за это, что является проявлением социального контроля.

Учащимся предлагается объяснить понятие «Социальный контроль» исходя из собственного опыта. Далее вводится само понятие: Социальный контроль – это механизм регуляции отношений индивида и общества с целью укрепления порядка и стабильности в обществе.  Просим учащихся привести примеры. Совместно в ходе беседы выделяем:

  • признаки социального контроля (упорядоченность, категоричность и формализованность, связь с санкциями, коллективное осуществление контроля.

  • функции социального контроля (регулятивная, охранительная, стабилизирующая.

  • виды социального контроля (формальный контроль посредством правовых норм, неформальный контроль посредством моральных норм, обычаев, нравов, социальный контроль в профессиональной деятельности, социальный контроль в семье и частной жизни, неразрывная связь внешнего контроля и самоконтроля, осуществляемого личностью).

Элементами социального контроля являются социальные нормы и социальные санкции. По отношению к лицам, допускающим негативное отклонение от норм, общество применяет социальные санкции. Санкции бывают формальные и неформальные. Организуется работа с данными понятиями (они знакомы ребятам, поэтому задание выполняется в быстром темпе). Задание: Из данного набора слов (действия, законами, общественного, органами, публичное, наказания), выбрать нужное и вставить в пропуски.

Учитель: Роль социального контроля конечно очень велика, но человек должен сам сделать свой выбор: совершать преступление или нет, употреблять алкоголь или наркотики. Самоконтроль – ценнейшее качество личности, которая самостоятельно регулирует свое поведение в согласии с общепринятыми нормами. Учащимся предлагаем привести примеры.

5. Проблема роста преступности и криминализации общества в России. Задания для всех групп:

1. Проанализируйте высказывание Толстого Л. Н.: «Если бедность мать преступлений, то недостаток ума их отец». Какие причины преступления называет Л.Н. Толстой? Какие признаки профессиональной преступности вы можете назвать? Назовите известные вам виды преступлений. Приведите примеры следующих преступлений: корыстных, агрессивных, экономических.

2. Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Опасность организованной преступности». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых один пункт детализирован в подпунктах.

Учащиеся работают с учебником стр. 63-65 в течение 5 минут. Затем группы предлагают свои варианты, идет обсуждение.

3. Найдите область девиантного поведения, делинквентного поведения, криминального поведения










- девиантное поведение
- делинквентное поведение




-криминальное поведение
Вопросы: Почему происходит рост преступности в России? После обсуждения эксперты дополняют ответы учащихся о преступности в современной России.

Обсуждение проблемы, поставленной в начале урока. Учащиеся приходят к выводу: Отклонения – естественная часть социальной жизни. Существуют разные формы отклоняющегося поведения. Общество осуществляет социальный контроль. Социальные нормы являются одним и элементов механизма регуляции поведения людей в обществе. Общество от отклонений невозможно полностью избавить. Но с опасными проявлениями отклонений необходимо бороться. В этом процессе очень важен самоконтроль.

6. Рефлексия. Домашнее задание.

Сегодня на уроке мы с вами говорили об отклоняющемся поведении в обществе, о негативном девиантном поведении человека. Что вы узнали нового на уроке? Как вы относитесь к проблемам, затронутым на уроке?

Отклоняющееся поведение может принимать самые разные формы (как негативные, так и позитивные), необходимо изучать данное явление, проявляя дифференцированный подход.  Вместе с тем вопрос о том, в какой степени должно быть распространено отклоняющееся поведение и какие его виды полезны, а самое главное - терпимы для общества, до сих пор практически не разрешен. 

Однако, с такими отрицательными явлениями как криминальное поведение, сексуальные отклонения, коррупция, алкоголизм, курение и наркомания необходимо бороться, т. к. они не могут привести к процветанию общества.

Экспертам предоставляется слово. На основе заполненных листов оценивания они должны высказать свое мнение о работе групп, отметить лучшие ответы учащихся.

Домашнее задание: §6, написать эссе по высказыванию Ф.М. Достоевского «Я не хочу и не могу верить, чтобы зло было нормальным состоянием людей».
Список использованной литературы
1. Амиров К.Ф. Антикоррупционное и правовое воспитание. 10-11 классы. - Казань: Магариф - Вакыт, 2010.

2.Боголюбов Л.Н. , Лазебникова А.Ю. , Кинкулькин А.Т. Обществознание. 11 класс. -М.: Просвещение, 2010.

3. Боголюбов Л.Н и др. Обществознание: методические рекомендации: пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2006.

4.Боголюбов Л.Н и др. Обществознание. Практикум. 11 класс. – М.: Просвещение, 2008.

5.Учебное электронное издание: Обществознание. Практикум. 8-11 классы. ЗАО «Новый диск», 2004.

6. Ресурсы Интернета.