Главная страница

«Тип Кольчатые черви»



Скачать 79.04 Kb.
Название«Тип Кольчатые черви»
Дата04.03.2016
Размер79.04 Kb.
ТипРешение

Приложение 3

Разработки уроков биологии по новыми требованиями ФГОС

Технологические карты проблемных уроков для учителя.

Биология 7 класс «Животные».

Тема: «Тип Кольчатые черви».

Этап урока: Актуализация опорных знаний.


Содержание проблемной ситуации.

Действия ученика по решению.

Развиваемые УУД.

Решение проблемных задач.
1) Существует паразит, который обитает в мозговой ткани овец. У него сложный жизненный цикл, и одна его стадия, именно половая, должна проходить в пищеварительном тракте волка. Но где гарантия, что волк съест именно эту овцу - ведь пастухи следят за стадом, да и сама овца не желает быть съеденной. Как же паразит обеспечивает себе попадание «по месту назначения»?
Подсказка 1 (на отдельных листочках даёт учитель после предварительного обдумывания и обсуждения). В ходе эволюции закрепилось, что паразит использует ресурс поведения волков - волки едят овец.
Подсказка 2. Овца сама приходит к волку.
Ответ: Поскольку паразит живёт в мозге, он в состоянии влиять на поведение овцы. Заражённые овцы теряют способностдвигаться по прямой. Они идут только по дуге, вскоре отбиваются от стада и попадают волку на обед, а паразит - по месту назначения. Эта болезнь овец называется «овечья вертячка».
2) Есть паразит, который обитает в теле муравьёв. Промежуточным его хозяином является корова. Каким образом паразит обеспечивает попадание «своего» муравья-хозяина в пищеварительную систему коровы? Подсказка 1. Корова сама съедает муравья.
Подсказка 2. Ресурсы поведения: корова ест траву; муравьи ползают по траве. Ответ: Паразит изменяет поведения муравья следующим образом: муравей стремится заползти на самый верх травинки. Корова захватывает его языком вместе с зеленью. Вместе с муравьём в пищеварительный тракт коровы попадает и муравей.

Активно слушают, обсуждают (в группах) возможные варианты решения задачи, используют подсказки и при поддержке учителя находят решение. Можно устроить «конкурс идей».

I. Познавательные УУД:
1. Общеучебные УД:
- умение самостоятельно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.
2. Логические УД:
- установление причинно-следственных связей;
- построение логической цепи рассуждений.
II. Коммуникативные УУД:
- умение достаточно полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
- владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.


Биология 7 класс «Животные».
Тема: «Класс Насекомые».

Этап урока: Изучение нового материала.


Содержание проблемной ситуации.

Действия ученика по решению.

Развиваемые УУД.

Насекомые - самый процветающий в настоящее время класс живых организмов. Целый комплекс приспособлений позволил им стать неотъемлемой составной частью экосистем суши и пресных вод. Каковы же причины необычайного процветания класса насекомых?

Учащиеся самостоятельно заполняют таблицу, используя материал учебника (учащимся с высоким уровнем подготовленности предлагается таблица, в которой заполнен только 1-й столбец, учащимся со средним уровнем подготовленности предлагается заполнить только 2-й столбец при заполненных 1-м и 3-м). После самостоятельной работы проводится беседа, в результате которой учащиеся выявляют причины процветания класса насекомых.
Ответ: Наличие большого количества эволюционно закреплённых признаков позволило насекомым достигнуть необычайного процветания.

I. Познавательные УУД:
1. Общеучебные УД:
- поиск и выделение необходимой информации;
- смысловое чтение, извлечение необходимой информации из прочитанного текста, определение основной и второстепенной информации. 2. Логические УД:
- анализ объектов с целью выделения признаков (существенных и несущественных);
- установление причинно-следственных связей;
- синтез как составление целого из частей.
II. Коммуникативные УУД:
- умение достаточно полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
- владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.



Биология 8 класс «Человек».

Тема: «Расы человека».

Этап урока: Изучение нового материала.

Содержание проблемной ситуации.

Действия ученика по решению.

Развиваемые УУД.

Всё человечество принадлежит к одному виду - Homo sapiens, который имеет следующие признаки:
1) сходство строения тела (единство строения черепа, мозга, внутренних органов и т.д.);
2) физиологическое сходство (одни и те же группы крови, болезни, защитные реакции и т.д.);
3) возможности для неограниченного скрещивания, в результате появляется плодовитое потомство;
4) все едины по происхождению. Таким образом, к единому виду принадлежат и двухметровый чернокожий баскетболист, краснокожий индеец и миниатюрная вьетнамка. Как можно объяснить причины такого многообразия нашего вида?

Учитель обращает внимание учащихся на таблицы, рисунки с изображением людей различных рас (в учебнике рис.10, страница 2), предлагает сравнить их между собой и выявить черты сходства и различия, вспомнить их географическое распространение. Признаки рас учащиеся самостоятельно отражают в виде схемы, опорные блоки которой находятся в конверте (работа в малых группах). После завершения работы по составлению схемы организуется обсуждение проблемной ситуации, в результате которого учащиеся формулируют вывод - расы отчётливо различаются между собой по ряду наследственных признаков: цвету кожи, цвету и форме волос, глаз, форме носа, губ, но сохраняют главные общевидовые особенности.

I. Познавательные УУД:
1. Общеучебные УД:
- поиск и выделение необходимой информации;
- умение структурировать знания;
- смысловое чтение, извлечение необходимой информации из прочитанного текста, определение основной и второстепенной информации. 2. Логические УД:
- анализ объектов с целью выделения признаков (существенных и несущественных);
- выбор оснований и критериев для сравнивания и классификации объектов;
- установление причинно-следственных связей;
- синтез как составление целого из частей.
II. Коммуникативные УУД:
- умение достаточно полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
- владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.


Биология 8 класс «Человек».
Тема: "Пищеварение в желудке".

Этап урока: Изучение нового материала.


Содержание проблемной ситуации.

Действия ученика по решению.

Развиваемые УУД.

Рассказ учителя о строении желудка и о пищеварении в нём. В конце рассказа учитель подводит учащихся к ситуации, когда они сами должны увидеть проблему и сформулировать её.
- Какой проблемный вопрос вы могли бы поставить, проанализировав услышанное?

Учащиеся самостоятельно формулируют проблемный вопрос.
- Какие химические превращения происходят с пищей под действием желудочного сока?
- Как это можно исследовать?

Для того чтобы ответить на этот проблемный вопрос, учащиеся разбиваются на группы и с помощью учителя выполняют лабораторную работу «Действие желудочного сока на белок». Результаты наблюдения заносятся в таблицу «Действие желудочного сока на белки». На основании опыта и после обсуждения в группах учащиеся приходят к выводу о влиянии желудочного сока на белок. Вывод: Белки расщепляются под воздействием ферментов желудочного сока, которые действуют лишь при определённой температуре и в кислой среде.

I. Познавательные УУД:
1. Общеучебные УД:
- поиск и выделение необходимой информации;
- умение структурировать знания;
- смысловое чтение, извлечение необходимой информации из прочитанного текста, определение основной и второстепенной информации. 2. Логические УД:
- анализ объектов с целью выделения признаков (существенных и несущественных);
- выбор оснований и критериев для сравнивания и классификации объектов;
- установление причинно-следственных связей;
- синтез как составление целого из частей. 3. Постановка и решение проблемы:
- формулирование проблемы.
II. Коммуникативные УУД:
- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками - определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
- умение достаточно полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
- владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.


Биология 9 класс «Введение в общую биологию и экологию».
Тема: «Модификационная изменчивость. Норма реакции».

Этап урока: Изучение нового материала.


Содержание проблемной ситуации.

Действия ученика по решению.

Развиваемые УУД.

На доске понятия: ген, фенотип, факторы окружающей среды, признак, генотип.
- Объектом генетических исследований являются не только закономерности наследования признаков, но и различные проявления изменчивости организмов. Изменчивость - способность организмов менять свои признаки и свойства под влиянием факторов внешней среды.

Учащиеся сами ставят проблему.
Какие факторы окружающей среды могут оказать влияние на степень проявления различных признаков в фенотипе. Какие признаки относятся к фенотипическим?
Учащиеся работают в группах (по 4 - 5 человек), обсуждают поставленную проблему, находят пути её решения (используя текст учебника на странице 117 - 118 и дополнительную информацию на раздаточном материале), высказывают свои гипотезы и предположения, которые подкрепляют примерами.
Степень выраженности признака в существенной мере зависит от среды, в которой живёт организм. Например:
1 группа. Высокий рост обусловлен генотипом. В зависимости от условий питания, социально-бытовой среды и витаминизации люди, получившие по наследству гены высокого роста, могут быть высокими (при оптимальных благоприятных условиях), средними (при средних условиях) и низкими (при плохих условиях).
2 группа. Человек под действием ультрафиолетовых лучей приобретает защитное свойство - загар. Степень загара у разных людей различна. Это зависит и от наследственности, и от интенсивности и длительности действия фактора. С прекращением действия ультрафиолетовых лучей загар постепенно исчезает.

Другие группы приводят свои примеры, дополняя ответы товарищей. После коллективного обсуждения учащиеся сами формулируют выводы на основании проделанной самостоятельной работы и приведённых примеров.
1. Большую роль в формировании признаков организмов играет среда их обитания.
2. Каждый организм развивается и обитает в определённой среде, испытывая на себе действие её факторов, способных изменять их фенотип.
3. Изменчивость носит ненаследственный характер, т.к. изменения, возникшие у родителей, потомкам не передаются.
4. На действие определённого фактора внешней среды вид реагирует специфическим образом, и реакия оказывается сходной у всех особей одного вида.


I. Познавательные УУД:
1. Общеучебные УД:
- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
- поиск и выделение необходимой информации;
- рефлексия способов действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
- смысловое чтение, извлечение необходимой информации из прочитанного текста, определение основной и второстепенной информации. 2. Логические УД:
- анализ объектов с целью выделения признаков (существенных и несущественных);
- установление причинно-следственных связей;
- синтез как составление целого из частей; - доказательство;
- выдвижение гипотез и их обоснование.
3. Постановка и решение проблемы:
- формулирование проблемы;
- самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера.
II. Коммуникативные УУД:
- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками - определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
- умение достаточно полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
- владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка; - постановка вопросов - инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.