Главная страница

Учебник «Мы и окружающий мир»



Скачать 83.81 Kb.
НазваниеУчебник «Мы и окружающий мир»
Дата20.02.2016
Размер83.81 Kb.
ТипУчебник




Цели: 1) Сформировать у детей представление о переходе воды и одного состояния в другое и о круговороте воды в природе, как важнейшем явлении; 2) Развивать логическое мышление, наблюдательность, воображение, речь; 3) Воспитывать бережное отношение к водным ресурсам;

Оборудование: Н.Я. Дмитриева, А.Н. Казаков Учебник «Мы и окружающий мир», рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир», плакат «Круговорот воды», капелька - путешественница, презентация «Круговорот воды в природе»; кроссворд на доске, карточки с заданиями.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

- Ребята, вот и прозвенел звонок,

Начинается урок,

Очень тихо вы садитесь

И работать не ленитесь!

2. Проверка домашнего задания.

- И начнем мы наш урок с проверки домашнего задания. На партах у вас карточки с заданиями. Вам необходимо с помощью стрелочек соотнести явление природы с его определением.

Вихрь Атмосферное явление – бурное ненастье с

громом и молнией.

Смерч Снежная буря, метель в степи.

Шторм Порывистое круговое движение ветра.

Гроза Снежная буря.

Гром Сильный вихрь, поднимающий столбом

воду, песок.

Буран Ветер разрушительной силы.

Вьюга Сильная буря на море.

Ураган Грохот, сопровождающийся молнией во

время грозы.

- А теперь посмотрите на следующий слайд и проверьте себя, правильно ли вы выполнили задание.

- Кто из вас не допустил не одной ошибки и выполнил всё правильно?

- У кого одна ошибка, поднимите руки?

После урока карточки сдаются.

3.Организация наблюдений.

- Ребята, какое у нас сейчас время года? (весна).

- А какие изменения происходят у нас в природе с приходом весны? (Становится теплее, птицы возвращаются из теплых стран). Посмотрим на следующий слайд и еще раз убедимся, как прекрасно это время года.

- А самое главное что происходит? (Тает снег).

- Итак, ребята, снег растаял, кругом вода и у нас с вами родилась капелька. (Учитель показывает капельку).

- Сейчас ребята, мы с нашей капелькой отправимся в путешествие и проследим её путь.

Учитель прикрепляет капельку на плакат.

4. Знакомство с новым материалом.

- Откройте рабочую тетрадь на странице 30 №69. Здесь вы также на рисунке будете отмечать стрелочками весь путь нашей капельки.

- Где же у нас с вами встречается вода? (В реках, прудах, океанах, морях, в ручьях).

- И мы нашу капельку размещаем в водоем.

- Что происходит на поверхности воды под действием солнечных лучей? (Испарение, вода в виде пара поднимается вверх)

- Итак, какой вывод сделаем? (Вода в виде пара поднимается вверх. Она перешла из жидкого состояния в газообразное).

- Двигаем нашу капельку.

- А что происходит с паром в небе? (Высоко над землёй пар охлаждается, и из него образуются облака).

- Постепенно облака тяжелеют и образуются тучи.

- А как вода опять попадает на землю? (Из туч дождевые капли попадают на землю)

- В виде каких осадков вода возвращается на землю, кроме дождя? (Град, снег).

- Какой же вывод можно сделать? (Вода из газообразного состояния переходит либо в твердое состояние (снег, град), либо в жидкое (дождь).

- Стрелочками показываем движение нашей капельки на рисунке. (А учитель по ходу рассказа передвигает капельку.)

- Ребята, а как вы думаете, где выпадает вода, которая образовалась на небе в виде облака?

Ответ: Не всегда дождь выпадает из тучи в том месте, где она образовалась. Водяные пары, облака и тучи обычно путешествуют. По дороге ветер теряет больше половины туч, которые прольются над океанами, но заметная часть вод достанется и суше: где-то пройдет сильный или небольшой дождь, а где-то выпадает снег.

- Итак, что же у нас произошло, что вы заметили? (Вода откуда появилась, туда и вернулась. Образовался круг.)

- Ребята, это явление называется круговоротом воды в природе.

- Откройте учебник на странице 122 и ответьте мне на вопрос, как называется тема нашего сегодняшнего урока? (Круговорот воды в природе)

- Давайте посмотрим на схему круговорота в воды в природе на нашем следующем слайде и еще раз повторим все его этапы. (Испарение с поверхности океана, охлаждение пара, образование облаков, выпадение осадков, пополнение рек и подземных вод, сток в океан).

- Посмотрим на следующий слайд и проверим, все ли этапы круговорота мы назвали.

5. Физкультминутка.

- Ребята, давайте представим с вами, что мы капельки.

Итак, где у нас живут капельки? В море. (Сели)

Солнышко море пригревает, наши капельки поднимаются вверх в небо (Потянулись, потянулись, встали).

Теперь мы с вами облака, ветер несет нас по небу (Покружились, покружились). Пошел дождь, и мы снова попали в море. (Сели).

6.Работа с учебником.

- Ребята, а какая вода в океане пресная или соленая? (соленая).

- А какая ода испаряется с поверхности океана? (пресная).

- А куда же девается соль, как вам кажется? (соль остается в океане).

- Сейчас мы с вами выясним как это происходит. Посмотрите на странице 123 вашего учебника дана схема превращения соленой воды в пресную. Найдите в тексте описание этого опыта и расскажите о нем.

7. Закрепление темы.

- Ребята, что же происходит в результате круговорота воды? (Создаются реки, озера, различные водоемы)

- А давайте представим с вами, что произойдет, если вдруг круговорот воды исчезнет? (Прекратились бы дожди, пересохли реки).

- Давайте посмотрим, что бы произошло. (Слайд)

- Делаем вывод, Круговорот воды в природе - один из основополагающих процессов на планете Земля.

- Ребята, вода важна в нашей жизни? (ответы детей)

- Где мы встречаемся с водой? (в сельском хозяйстве, в быту).

- Верно, наша жизнь без воды невозможна. Мы привыкли к воде, сталкиваемся с ней каждый день и порой не замечаем на сколько велико ее значение в нашей жизни. (слайд).

- Сейчас я прочитаю вам стихотворение, слушайте его внимательно.

Вы слыхали о воде?

Говорят она везде

В луже, в море, в океане,

И в водопроводном кране.

Как сосулька замерзает,

Ледником в горах зовется,

Лентой серебристой вьется

Средь высоких стройных елей

Рушится потоком селей

На плите у вас кипит,

Паром чайника шипит,

Растворяет сахар в чае,

Мы ее не замечаем,

Мы привыкли, что вода –

Наша спутница всегда!

- Итак, ребята, о чем это стихотворение? (о воде).

- Исходя из этого стихотворения, назовите мне свойства воды (ответы детей).

- Ребята, можем мы приставить нашу жизнь без воды? (Нет). Значит, мы должны бережно относиться к водным ресурсам, ценить то, что дает нам природа.

8. Итог урока.

- А сейчас я предлагаю вам разгадать кроссворд. Разгадав его, у нас должно получится ключевое слово.

1)С

Н

Е

Ж

И

Н

К

А









2)Р

О

С

А







3)С

О

С

У

Л

Ь

К

А







4)Г

Р

А

Д







5)М

О

Р

О

З




6)В

О

Д

А




7)Д

О

Ж

Д

Ь




8)Р

Е

К

А




9)О

Б

Л

А

К

О




10)Т

У

М

А

Н





Вопросы к кроссворду:

1.Покружилась звездочка

В воздухе немножко.

Села и растаяла

На моей ладошке.

2.Ночь спит на земле,

а утром убегает.

3. Растет она вниз головой

Растет не летом, а зимой.

Но солнце ее припечет-

Она заплачет и умрет.

4.Рассыпался горох

На семьдесят дорог

Никто его не подберет.

5.Старик- шутник:

на улице стоять не велит,

за нос домой тянет.

6. Я и льдинка голубая

Я и капля дождевая

Я снежинка вырезная

Я по травке разлитая

Кто же я?

7.Не пешеход, а идет.

Мокнут люди у ворот.

Ловит дворник его в кадку

Очень трудная загадка.

8.Чуть дрожит на ветерке

Лента на просторе,

узкий кончик в роднике,

а широкий в море.

9.Без крыльев летит

Без ног бежит

Без паруса плывет.

10.Седой дедушка у ворот

Всем глаза заволок.

- Какое же слово у нас получилось? (Круговорот)

- Что вы узнали о круговороте воды в природе, как он происходит? (Вода под действием солнечных лучей испаряется, превращается в пар, затем при охлаждении опять превращается в капельки воды и падает на землю.)

- Что бы произошло на земле, если бы не было круговорота воды? (Не было бы озер, водоемов, не образовывались бы новые ландшафты).

9. Домашнее задание.

Страница 122-125 вопросы.