Главная страница

Упражнение 1 Ученик Когда-то купцы, отправляясь путешествовать, не брали с собой денег. Они обменивали одни товары на другие. Жители пустыни – искусные обработчики металлов – приезжали в лесистую местность и обменивали изготовленные ими топоры на древесину.



Скачать 58.87 Kb.
НазваниеУпражнение 1 Ученик Когда-то купцы, отправляясь путешествовать, не брали с собой денег. Они обменивали одни товары на другие. Жители пустыни – искусные обработчики металлов – приезжали в лесистую местность и обменивали изготовленные ими топоры на древесину.
Дата05.04.2016
Размер58.87 Kb.
ТипДокументы

Упражнение 1 Ученик

Когда-то купцы, отправляясь путешествовать, не брали с собой денег. Они обменивали одни товары на другие. Жители пустыни – искусные обработчики металлов – приезжали в лесистую местность и обменивали изготовленные ими топоры на древесину. Постепенно вместо товаров для обмена торговцы стали брать золото. На него можно было выменять любую вещь.

(По Н.Гранту)

Задания:

  • Объедините, где нужно, простые предложения в сложные с помощью союзов потому что, так как.

  • Найдите предложение, которое является иллюстрацией предыдущей мысли. Вставьте перед ним слово например.

  • Запишите логическую схему текста и выберите из списка союз, который показывает, как связаны между собой тезисы: и, или, то есть, а, но, чтобы, когда, если. (Тезис 1 – Пример 1 – Но Тезис 2.)

  • Кратко передайте содержание текста, по возможности сохранив в пересказе «логические» слова.

Упражнение 2 Ученик

В античную эпоху процветание государства во многом зависело от того, есть ли на его территории месторождения полезных ископаемых, металлов. Богатые запасы «металлических» руд нередко становились причиной, по которой целые народы переселялись на новые земли. Древние греки испытывали нужду в золоте, серебре, олове, меди, железе. Они начали колонизацию черноморского побережья. На Керченском полуострове в Крыму можно добывать железо, в реках Кавказа – золотой песок. История походов древних греков за полезными ископаемыми нашла отражение в мифах, в повествовании о плавании аргонавтов за золотым руном. «Золоторунными» греки называли бараньи шкуры, с помощью которых добывалось золото в кавказских реках: шкуры расстилали по дну золотоносного потока, и на них вместе с песком, который несла вода, оседали частицы драгоценного металла.

Задания:

  • Прочитайте текст, выделите в нем тезисы и примеры. Разбейте текст на абзацы.

  • Вставьте в текст слова, которые

1) соединят примеры с тезисами,

2) точнее выразят содержание тезисов и примеров.

Список слов: например, а, именно, ведь, особенно, поэтому, по свидетельству древних историков. Составьте логическую схему текста.

Упражнение 3 Ученик

Основной целью экспедиции британского корабля «Бигль» было изучение и нанесение на карту морей, омывающих Южную Америку. Однако прославилась она не этим, а открытиями судового натуралиста Чарльза Дарвина. Идея принадлежала не Дарвину, но именно он объяснил механизм эволюции.

На Галапагосских островах живут небольшие птицы – вьюрки. Там, где пищей вьюркам служили семена, орехи или моллюски, были распространены птицы с мощными короткими клювами, которыми удобно раскалывать твердую скорлупу орехов или раковины, шелушить семена. Там же, где эти птицы кормились жуками, личинками, муравьями, добывая их из древесной коры, утвердились особи с крепкими, но более тонкими клювами, которыми можно проникать в небольшие отверстия. У вьюрков, питающихся сочной мякотью кактусов и их плодов, фруктами или цветочным нектаром, клювы были самыми узкими и заостренными.

(По Н.Гранту)

Задания:

  • Прочитайте текст. В нем пропущены важные логические звенья. Сначала попытайтесь самостоятельно восстановить их, а потом проверьте себя, выполнив задание после текста.

  • Найдите в тексте место для следующих утверждений:

1. Во время плавания он собрал важные доказательства теории возникновения новых видов.

2. Все растения и животные произошли от более ранних видов, которые изменялись, приспосабливаясь к среде обитания.

3. Дарвин заметил, что на каждом острове птицы, приспосабливаясь к среде обитания, приобрели уникальные особенности и стали отличаться друг от друга не только размерами, повадками, но и формой клюва.

Упражнение 4 Ученик

1. Этот обычай родился много столетий назад.

2. Мужчина отправлялся в путь только вооруженным.

3. При встрече мужчины, здороваясь, пожимают друг другу правую руку.

4. Человеку, которого не уважают, от которого ждут подлости, руки не подадут.

5. Каждый встречный мог оказаться врагом.

6. Многие привычные вещи обретают совершенно иной смысл, если вспомнить их историю.

7. Открытая ладонь правой руки означала: «_________________________________________________________».

8. Этот смысл утрачен – осталось правило этикета.

Задания:

  • Среди приведенных найдите предложение с наиболее общим смыслом. Запишите его в тетрадь первым. Расположите оставшиеся предложения так, чтобы они отражали последовательное развитие мысли, высказанной в первом предложении. Допишите пропущенную часть предложения.

  • Соедините простые предложения в сложные с помощью слов когда, потому что, однако. В начале каких предложений надо поставить слова тогда, теперь, чтобы смысл текста стал более отчетливым?

Упражнение 5 Ученик

(А) Тезисы:

1. Земля – гигантский магнит.

2. Поэтому свободно вращающийся намагниченный металлический предмет всегда располагается так, что его противоположные концы указывают на север и юг.

3. Первые китайские компасы мало походили на привычные для нас приборы.

4. Сначала компасы-ложки использовались для гаданий, но позднее были усовершенствованы и по ним научились определять стороны света и направление в пути.

5. В XIII веке, после возвращения Марко Поло из Китая, компас стал известен и европейцам.

6. Он круто изменил жизнь Европы.

7. Но, хотя компас помогал морякам пересекать моря и океаны, он долгое время был не очень надежным прибором.

(Б) Примеры и переходы:

1. «Этот инструмент напоминает ложку, и когда его кладут на тарелку на земле, его ручка указывает на юг», – читаем в тексте, написанном в Китае в I веке н.э.

2. На магнитную стрелку влияли находившиеся рядом с ней железные предметы, например корабельные пушки, поэтому суда часто сбивались с намеченного курса.

3. Недалеко от географических – Северного и Южного – полюсов расположены два магнитных.

4. Теперь корабли, которые до этого двигались вдоль береговой линии, могли безбоязненно выходить в открытое море, совершать далекие путешествия.

5. На этом основан принцип действия магнитного компаса, изобретенного в Древнем Китае еще в III веке до н.э.

Задание:

  • Дополните текст (А) примерами и переходами (Б).

Пояснения к упражнению:

Предложения распределены по двум группам – тезисы (А) и примеры и переходы (Б). Часть (А) напечатана на карточках, предложения из части (Б) учитель читает вслух: ученики во время чтения цифрами указывают место для примера или перехода.

Верно выполненное упражнение выглядит так: рядом с тезисами части (А) указаны порядковые номера примеров и переходов части (Б).

1. Земля – гигантский магнит. – 3.

2. Поэтому свободно вращающийся намагниченный металлический предмет всегда располагается так, что его противоположные концы указывают на север и юг. – 5.

3. Первые китайские компасы мало походили на привычные для нас приборы. – 1.

4. Сначала компасы-ложки использовались для гаданий, но позднее были усовершенствованы и по ним научились определять стороны света и направление в пути.

5. В XIII веке, после возвращения Марко Поло из Китая, компас стал известен и европейцам.

6. Он круто изменил жизнь Европы. – 4.

7. Но, хотя компас помогал морякам пересекать моря и океаны, он долгое время был не очень надежным прибором. – 2.

Упражнение 6 Ученик

(А) Английская пословица гласит: торговля следует за флагом. Вслед за первооткрывателями земли на нее ступают купцы. Флаг следует за торговлей. Поиски торговых путей привели к тому, что в XV–XVI вв. европейцы открыли все существующие океаны и материки.

Задание:

  • Вставьте пропущенные слова, чтобы прояснить логику развития мысли: именно; другими словами; но правильнее было бы сказать, что. Подчеркните тезисы, нужные для разъяснения более общих утверждений.

(Б) Колумб не ставил целью открыть новый материк – он хотел добраться до Китая и Японии и умер с уверенностью, что это ему удалось.

Магеллан не собирался в кругосветное путешествие – его задачей было проложить новый торговый путь к островам Пряностей (Молуккским).

Экспедиции великих мореплавателей – Колумба и Магеллана – состоялись только потому, что

___________________________________________________________ .

Задания:

  • Прочитайте два утверждения и допишите третье так, чтобы оно обобщило их смысл.

  • Соедините тексты (А) и (Б) в один по такой схеме:

первый абзац: Считается, что Тезис 1. – Но это не так: Тезис 2;

второй абзац: Тезис 3 + два примера. Запишите краткий пересказ получившегося текста.