Главная страница

Урок: «200-летие Отечественной войны 1812 года, Бородинской битвы»



Скачать 143.4 Kb.
НазваниеУрок: «200-летие Отечественной войны 1812 года, Бородинской битвы»
Дата09.03.2016
Размер143.4 Kb.
ТипУрок

Авторская методическая разработка урока теоретического обучения.

Урок: «200-летие Отечественной войны 1812 года, Бородинской битвы».

Лучший сценарий урока –номинация

Основная часть:

I. Методическое обоснование темы.

Данная методическая разработка является одним из уроков по теме: «Россия в первой половине XIX века» и является уроком, формирующим у учащихся представления о роли борьбы с наполеоновской Францией в истории России, о причинах противоречий во внешней политике России времён Александра I.

Разработка включает в себя технологичную карту урока, презентацию урока, конспект урока. Методическая разработка по истории может быть использована для проведения уроков в 10 классе. Учебный предмет: история. Форма учебной работы: классно-урочная. Уровень образования: 10 класс. Учебник для 10 класса «История России XVII-XIX веков» Левандовский А.А.

II. Методические рекомендации по проведению урока

Необходимо заранее продумать сценарий урока, разделить класс на группы. Мне очень нравиться малые группы по 3-4 человека. Всего 7 групп. Это даст большую возможность быстрого реагирования на каждого ученика на активное участие в уроке. Обязательно в каждой группе выбрать спикера ( или назначить ученика заранее). Для наибольшего результата и меньшей затраты времени на столах до урока должен находиться раздаточный материал, желательно разного цвета для каждого этапа урока.

Для проведения данного урока на перемене расставляются парты по группам. Всего 6 групп по 4 человека. Если вам хорошо знаком класс, то спикера группы вы можете назначить заранее. Если вы даёте урок на конкурсном мероприятии предложите ученикам выбрать спикера самостоятельно. На партах до звонка раскладывается дидактический материал. Необходимо дома заготовит несколько сценариев урока, для того чтобы быть готовым на любой поворот событий во время изучения нового материала. На доске заранее написан эпиграф урока:

III. План урока (с технологической картой)

Структура урока-исследования:

I. Стадия Вызов. Актуализация знаний. 5 минут

1.1. Мотивация. Актуализация ЗУН и мыслительных операций, достаточных для построения нового знания.

1.2. Фиксирование затруднения в индивидуальной деятельности.

II. Стадия Осмысления. Операционно-исполнительский этап. 20 минут

2.1. Постановка проблемы:

а) создание проблемной ситуации;

б) постановка проблемы исследования;

2.2. Определите тему исследования.

2.3. Формулирование цели исследования.

2.4. Выдвижение гипотезы.

2.5. Выбор метода решения проблемной ситуации.

2.6. Составление плана исследования.

2.7. «Открытие» детьми нового знания. Проверка гипотезы. Проведение эксперимента, наблюдений, лабораторной работы, чтение литературы, размышление, просмотр фрагментов учебных фильмов и т.д. Использование материальных или материализованных моделей. Создание мотивации на успех для каждого ребенка.

III. Стадия Рефлексии. Оценочно-рефлексивный этап 10 минут

3.1. Интерпретация полученных данных.

3.2. Вывод по результатам исследовательской работы.

3.3. Применение новых знаний в учебной деятельности. Проверка понимания учащимися изученного материала и его первичное закрепление.

3.4. Итоги урока. Самооценка детьми собственной деятельности.

IV. Домашнее задание. Домашнее задание предусматривает элементы выбора, творчества. 5минут
Ход урока:

Деятельность учителя:

Для проведения данного урока на перемене расставляются парты по группам. Всего 6 групп по 4 человека. Если вам хорошо знаком класс, то спикера группы вы можете назначить заранее. Если вы даёте урок на конкурсном мероприятии предложите ученикам выбрать спикера самостоятельно. На партах до звонка раскладывается дидактический материал. Необходимо дома заготовит несколько сценариев урока, для того чтобы быть готовым на любой поворот событий во время изучения нового материала.
Организационный момент. Создание благоприятной обстановки для начала занятия. Тихая спокойная, доброжелательная речь учителя.

I. Стадия Вызов. Актуализация знаний. 5 минут

1.1. Мотивация. Актуализация ЗУН и мыслительных операций, достаточных для построения нового знания.

Деятельность учителя:

Внимание обращено на экран. Презентация слайд №1 Ребята перед вами два портрета знаменитых людей и картина, пожалуйста, вспомните, что вы знаете об этих событиях? Кто эти люди? Что их связывает? Возьмите на столах белый лист бумаги и напишите всё, что приходит вам в голову. Здесь можно предложить вспомнить алгоритм описания известной личности: (примерные вопросы).

- путь формирования взглядов и убеждений личности,

- определение вида деятельности и окружения,

- качества личности ( положительные или отрицательные)

- достигнутые цели, роль в истории
Деятельность учеников:

Желательно, чтобы алгоритм ученики выработали самостоятельно и представили его на обсуждение. Выработка алгоритма происходит заранее на уроках и оформляется учениками в тетрадях, что экономит время. Работа проходит в два этапа: «Я сам», «Мы вместе». Идёт обсуждение своих индивидуальных результатов в группах и представление коллективного мнения. Спикер от группы делает выступление.
1.2. Фиксирование затруднения в индивидуальной деятельности.
Деятельность учеников:

На данном этапе происходит возвращение к предположениям идёт анализ проделанной работы. По результатам ребята формулируют представление, что они знают по данной теме, а что остаётся для них вопросом. Ребёнок ставит перед собой вопрос, что я знаю по данной проблеме. На этой стадии формируется мнение о том, чего же он не знает, что хочет узнать.

Деятельность учителя:

Главная задача заключается в оказании консультативной помощи. По итогам называются имена Наполеона и Александра I , речь идёт о встречи двух императоров на р. Неман.

II. Стадия Осмысления. Операционно-исполнительский этап. 20 минут

2.1. Постановка проблемы:

а) создание проблемной ситуации;

Деятельность учителя:

Учитель предлагает ученикам обратить внимание на экран.

Презентация Слайд №2 Эпиграф урока: « Из всех моих сражений самое ужасное то, которое я дал под Москвой. Французы в нём показали себя достойными одержать победу, а русские стяжали право быть непобедимыми…». (Наполеон)

Создаётся проблемная ситуация, которая открывает перед учениками поле с огромным количеством известных и неизвестных событий. Ученикам предлагается в группах обсудить те проблемные ситуации, которые на их взгляд всплывают из слов Наполеона. Ваша роль, как учителя, в данном случае смещается на второй план, вы становитесь тьютором, отслеживающим процесс разрешения ситуации и координации действий обучаемых, если они заходят в тупик.

Презентация Слайд №3 Операционно-исполнительский этап:

  • Постановка проблемы исследования;




  • Определите тему исследования.




  • Формулирование цели исследования

  • Выдвижение гипотезы.

  • Выбор метода решения проблемной ситуации.

  • Составление плана исследования.


б) постановка проблемы исследования;

Деятельность учеников:

На данной стадии ребенок под руководством учителя и с помощью своих товарищей ответит на вопросы, которые сам поставил перед собой на первой стадии (что хочу знать). Каждая группа занимается постановкой проблемы исследования.

Примерные проблемы исследования, которые могут сформулировать ученики (главное не забывайте, что вы должны быть готовы к любому повороту событий на уроке):

* О каком событии идёт речь?

* Почему самое ужасное событие было под Москвой?

* Почему русские стяжали право быть непобедимыми?

* Какую роль сыграла борьба с наполеоновской Францией в истории России?

* Каковы противоречия во внешней политике Александра I?

* Каковы причины противоречий во внешней политике Александра I?

2.2. Определите тему исследования.

Деятельность учеников:

На основании поставленной проблемы каждая группа определяет тему своего исследования. Примерные темы исследования:

*Отечественная война 1812 года.

* Бородинская битва.

* Непобедимая армия.

* Внешняя политика Александра I.

* Планы Наполеона Бонапарта.

2.3. Формулирование цели исследования.

Деятельность учеников:

Цели исследования формулируются на основе тех вопросов, которые ученики поставили для себя на стадии вызова. Что хочу знать? Они полностью зависят от самих детей. Самостоятельная постановка цели исследования одно из главных на данном уроке. Исследовательская работа учащихся занимает на уроке больше времени, чем выполнение заданий по образцу. Однако затраты времени впоследствии компенсируются тем, что учащиеся быстро и правильно выполняют задания, могут самостоятельно изучать новый материал. Кроме того, повышается осознанность и прочность их знаний, появляется устойчивый интерес к предмету.
2.4. Выдвижение гипотезы.

Выдвижение гипотезы исследования происходит на основании проблемы, темы и цели исследования в каждой группе. Примерная гипотеза:

* Согласиться или опровергнуть слова Наполеона, о том, что французы показали себя достойными одержать победу? или

* Действительно ли французы показали себя достойными одержать победу?

* Прав ли Наполеон, говоря о том, что самое ужасное событие было под Москвой?

2.5. Выбор метода решения проблемной ситуации.

Деятельность учителя:

Выбор метода решения проблемной ситуации во многом зависит от того дидактического материала, который учитель отбирает для урока. Не забывайте, что хорошо подобранный материал – это залог успеха деятельности учеников. На столах лежит документ отрывок из книги К. Клаузевица: « Поход в Россию 1812 г.». На данном этапе можно предложить использовать работу с текстом. Предложить инсерт – приём маркировки текста. Учащимся предлагается система маркировки текста, включающая следующие значки:

  • «V» – галочкой отмечается то, что известно;

  • «–» – знаком «минус» помечается то, что противоречит представлениям читающего, вызывает сомнения;

  • «+» – знаком «плюс» помечается то, что является для читателя интересным и неожиданным;

  • «?» – вопросительный знак ставится, если у читателя возникло желание узнать о том, что описывается, более подробно.

Раздайте заготовки инсерта .

Деятельность ученика:

На основе пометок каждый ученик составляет индивидуальную маркировочную таблицу.

Презентация Слайд №4

Знаю

Хочу узнать

Узнал новое

Вопросы


























Деятельность учителя:

Предложите ученикам видеофрагмент из которого они найдут недостающую информацию для исследовательской работы. Хорошо, если вы это используете на уроках, что превращается в отработанную систему. Постарайтесь, чтобы отобранный вами материал был разносторонним и освещал все стороны изучаемой темы.

Презентация Слайд №5 Видеофрагмент

Деятельность ученика:

Во время просмотра ученики на контурных картах отметят главные события Отечественной войны 1812 года.
2.6. Составление плана исследования.

Презентация Слайд №6 План исследования
Деятельность ученика:
На основании проделанной творческой работы каждая группа обменявшись мнениями, составляет план своего исследования. Пошаговая инструкция на каждом операционно-исполнительном этапе.
2.7. «Открытие» детьми нового знания.

Презентация Слайд №7 Видеофрагмент

Деятельность учителя:

Проверка гипотезы. Просмотр фрагмента учебного фильма. Создание мотивации на успех для каждого ребенка.

III. Стадия Рефлексии. Оценочно-рефлексивный этап 10 минут

3.1. Интерпретация полученных данных.
Деятельность ученика:

На данном этапе идёт передача полученной информации. Выбранный спикер от каждой группы представляет свою работу.

3.2. Вывод по результатам исследовательской работы.

Деятельность ученика:

Звучит вывод по результатам исследовательской деятельности. Ученики размышляют о проделанной работе. Что узнали нового? С какими трудностями столкнулись? Что изменили бы при выполнении тех или иных действий? Что понравилось (не понравилось) и почему, что бы хотелось выполнить ещё раз, а сделать по-другому?

Деятельность учителя:

Здесь уместны такие вопросы: какая информация привлекла Ваше внимание? Что вы делали для того, чтобы выделить основную мысль прочитанного текста? Рефлексия не может проводиться спонтанно, она требует систематичности на всех этапах работы.
3.3. Применение новых знаний в учебной деятельности. Проверка понимания учащимися изученного материала и его первичное закрепление.

Деятельность учителя:

Здесь можно предложить своим ученикам творческую форму рефлексии синквейн: синтез информации и материала в кратких выражениях.

В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным).

Вторая строчка – это описание темы в двух словах (двумя прилагательными).

Третья строчка – это описание действия в рамках этой темы тремя словами (глаголы).

Четвёртая строка – это фраза из четырёх слов, показывающая отношение к теме (чувства одной фразой).

Последняя строка – это синоним из одного слова, который повторяет суть темы.

Примерные темы синквейна: Отечественная война, Бородинская битва.

Презентация Слайд № 8 Синквейн

3.4. Итоги урока. Самооценка детьми собственной деятельности.

Подводя итог урока не надо забывать, что в системно – деятельностном обучении ребенку отводиться роль самостоятельного субъекта. Самооценка детьми собственной деятельности является очень главной на таких уроках.

Постарайтесь выработать критерии оценивания вместе с учениками.

Презентация Слайд № 9 Примерный алгоритм самооценки:

1. Какова была цель задания и что вы получили в результате?

2. Достигли ли вы поставленных целей?

3. Оригинальность представляемого исследования?

4.Смогли ли вы подтвердить или опровергнуть гипотезу?

5. Какие умения вы развивали при выполнении задания?

6. Вы сами пришли к правильному ответу или с помощью?

Оценка (поощрение) при опросе на уроке не только правильного ответа ученика, но и анализ того, как ученик рассуждал, какой способ использовал, почему и в чём ошибался. Отметка, выставляемая ученику в конце урока, должна аргументироваться по ряду параметров: правильность, самостоятельность, оригинальность.

IV. Домашнее задание. Домашнее задание предусматривает элементы выбора, творчества. 5минут

Презентация Слайд № 10

Домашнее задание даётся на разных уровнях:

1. Продолжите свою исследовательскую работу, используя дополнительную литературу и источники.

2. На примере одного из литературных произведений , где отражена борьба России с наполеоновской Францией, покажите, как автор изображает героев войны.

3. Напишите эссе-размышление на тему: « Рок увлекает Россию; её судьба должна свершиться». (Наполеон)


Дидактическая структура урока

Методическая подструктура урока

Признаки решения дидактических задач

Методы обучения

Формы деятельности

Методические приёмы и их содержание

Средства обучения

Способы организации деятельности

Организационный момент




Беседа







Деятельность учителя: создание благоприятной обстановки.





1. Мотивация и стимулирование деятельности учащихся

Информационно-рецептивный

Беседа







Фронтальный




2. Целевая установка

Репродуктивный

Просмотр видеофильма







Коллективный




3. Активация необходимых знаний

Проблемный

Работа с книгой







Индивидуальный




4. Формирование новых понятий и способов действий




Самостоятельная работа







Групповой




5. Применение понятий и способов действий





























































IV. Дидактические материалы к уроку:

Документы и материалы: Фрагмент из книги К. Клаузевица « Поход в Россию1812г.», (М. 1937.-с.169-170), эпиграф, листы бумаги, фломастеры.

V. Список литературы (источников) для учащихся

VI. Список литературы для педагогов

План урока:

1. Тема программы: « Россия в первой половине XIX века».

2. Тема урока: «Борьба с Наполеоном».

3. Тип урока :

Урок – исследования (урок творчества)

4.Вид урока

Проект

5. Цель методическая:

Методика организации и проведения урока изучения нового материала в технологии РКМЧП(развитие критического мышления через чтение и письмо). Создание условий для проявления познавательной активности учеников.

6. Цели образования подразделяются на:

цели обучения:

- дать понятие « Отечественная война», определить военно-политические последствия решения Александра I присоединиться к III антифранцузской коалиции,

- выявить позиции и соотношение сил России и Франции накануне вторжения Наполеона в Россию,

- проанализировать ход военных действий в 1812г., назвать причины военных успехов России,

- уяснить, почему продвижение войск Наполеона в глубь России не приносило преимуществ французской армии,

- объяснить, почему война 1812 г. была названа Отечественной.

цели развития:

- развивать продуктивное мышление, в ходе которого происходит формирование положительного опыта,

- развивать умение принимать продуманные решения, опираясь на самостоятельное, ответственное, аргументированное мнение,

- развивать умение рассматривать явление с разных сторон, анализировать, сравнивать, систематизировать и обобщать полученную историческую информацию, излагать свою точку зрения, работать в группе,

-формировать личностную культуру работы с информацией, познавательную активность, коммуникативную компетентность, умение грамотного представления и оформления своего продукта познания.

цели воспитания:

- воспитание нравственных качеств личности,

- воспитание чувства патриотизма, толерантности, уважения к чужому мнению,

- настраивание на доверие участников группы к друг другу.

7. Материально-техническое обеспечение урока:

Два видеофрагмента, карта, карточки разных цветов на каждой парте: инсерт, синквейн, презентация.

8.Межпредметные и внутрипредметные связи:

История, литература, живопись