Главная страница

Урок игра эколого-краеведческой направленности Автор: Гатауллина Р. И., учитель биологии, Гарифуллина В. В



Скачать 77.58 Kb.
НазваниеУрок игра эколого-краеведческой направленности Автор: Гатауллина Р. И., учитель биологии, Гарифуллина В. В
Гатауллина Р. И
Дата10.03.2016
Размер77.58 Kb.
ТипУрок

«Знатоки родного края»
урок – игра

эколого-краеведческой направленности

Автор:

Гатауллина Р. И.,

учитель биологии,

Гарифуллина В.В.,

учитель истории и обществознания

МБОУ «Гимназия №93»

Советского района г. Казани

Казань – 2015 г.


АННОТАЦИЯ
В современном обществе культурные традиции общества и эко­логическая культура должны находиться в тесной взаимосвязи.

Именно культурные ценности, накопленные предыдущими поколениями, способствуют выработке у учащихся определенных умений, навыков, способов взаимодействия с окружающими миром, природой.

Ответственность каждого человека за сохранение и приумножение природных богатств – основа экологического мировоззрения. Задача школы: всемерно способствовать развитию у учащихся экологического мышления.

Бережному и чуткому отношению к природе лучше всего обучать, используя краеведческий материал, примеры из повседневной жизни школьников.

Основная цель нашего внеклассного мероприятия – обобщить и расширить знания учащихся о природе родного края.
Эколого-краеведческая игра

«Знатоки родного края»

Цели:

1. образовательная

обобщить и расширить знания детей о природе родного края

2. развивающая

развивать эстетические представления о красоте окружающего мира

3. воспитательная

воспитывать необходимость бережного отношения к природе.
Подготовительный этап.

Предложить учащимся сформировать две команды. В качестве «домашних заготовок» необходимо:

  • придумать название команды, эмблему, визитку

  • нарисовать экологический плакат о защите природных объектов нашей республики

  • изучить материалы, рассказывающие о Волжско-Камском заповедника.


Оборудование:

компьютер, мультимедийный проектор, презентация с игровыми конкурсами, фишки-жетоны за правильные ответы (карточки с изображением цветов), методические материалы, призы.
Ход мероприятия:

Ведущий 1: Приветствуем вас, участники и зрители!

Повеселиться от души, не хотите ли?

Порешать задачки исторические,

Разгадать загадки экологические?

Послушать стихи о природе?

Проявить себя при всем честном народе?!
Ведущий 2: Здравствуйте, друзья! Сегодня мы проводим эколого-краеведческую игру «Знатоки родного края». Природа прекрасна во всех уголках земного шара, в любое время года, при любых климатических условиях. Недаром классики мировой поэзии посвящали столько стихов разным явлениям природы. Но часто великолепие окружающего мира, открытое взгляду поэта, остаётся незамеченным обычными людьми. И, чтобы осознать красоту живого мира, научиться ценить всю его хрупкую прелесть, достаточно бывает прочесть бессмертные строки классиков...
Ведущий 1: Шуми, шуми, зеленый лес!

Знаком мне шум твой величавый,

И твой покой, и блеск небес

Над головой твоей кудрявой.
Я с детства понимать привык

Твое молчание немое

И твой таинственный язык

Как что-то близкое, родное.
Ведущий 2: Эти строки были написаны в 1848 году поэтом И. Никитиным. Но и сегодня каждый из нас хотел бы с гордостью сказать: «Я понимаю язык природы!» Так давайте же начнем нашу игру и узнаем, какие знатоки собрались сегодня в этом зале! Сегодня играют…(представление команд, визитка).
Правила игры: Мероприятие проводится в форме игры «Лото». Командам предстоит пройти 9 этапов-конкурсов. За каждый правильный ответ вы получаете жетоны. После выполнения задания определяется победитель конкурса. Команда, победившая в очередном конкурсе, получает право выбора следующего конкурса. Побеждает команда, выигравшая большее число конкурсов. Итак, вперед!
Конкурс 1. Отгадай-ка.

Ребята, вам будут предложены загадки, в которых зашифрованы представители животного мира Волжско-камского заповедника, численность которых сокращается из-за антропогенного воздействия или различных неблагоприятных условий, и требуют охраны. Некоторые из них занесены в Красную книгу. За каждый правильный ответ – фишка-жетон.

1. Длинноногий, длинноносый,

Длинношеий, безголосый.

Он летает на охоту

За лягушками к болоту.

(аист)

2. Сел на елку, на сучок,

Бороды торчит клочок;

Как летун — он плоховат,

И порою глуховат.

(глухарь)

3. Роет землю, словно плуг

Скромный труженик … (барсук)


4. Где камыш качает зыбь

притаилась птица … (выпь)


5. Червяком она была,

Только ела да спала.

Потеряла аппетит,

Смотришь - по небу летит. (бабочка)

6. В поймах рек и вкруг столиц

Ловит много мелких птиц,

Быстрый, словно ветерок,

Сокол-молния ... (чеглок)

7. Только ляжет снег несмело

И покроет все места,

Становлюсь и я весь белым,

Кроме кончика хвоста. (горностай)

8. Меньше тигра, больше кошки,

Над ушами — кисти-рожки.

С виду кроток, но не верь:

Страшен в гневе этот зверь! (рысь)

9. Много птичек на Земле

Нуждаются в заботе,

А эта птичка в США

Аж на гербе, в почёте.

(орлан)


10. Этот птичий царь могучий

Вьёт гнездо на горной круче.

Он наводит дикий страх

На больших и малых птах.

Перед ним все птицы меркнут.

Кто же это? Гордый … (беркут)

Ведущий 1: Молодцы! Все загадки разгадали! Посчитаем: у кого больше фишек? (подсчитываем набранные очки). Впереди команда….

Конкурс 2 «Цветик-семицветик»

Давайте вспомним! Весна. Ярко светит солнышко. На земле на коротких ножках желтые шапочки. Как их много! Как они красивы! Да это же одуванчики! Нарву букетик!

Нарвали. Несете домой. И вдруг замечаете: все руки в темных пятнах, цветы на глазах вянут… Вы оглядываетесь по сторонам. И бросаете свой букет в урну. Скверно на душе от такого поступка! Задумайтесь и никогда не рвите дикорастущие цветы! Любуйтесь их красотой в природе и на картинах художниках! А знаете ли вы художников, которые рисовали цветы?

Команды получают набор карточек-репродукций картин известных художников и список художников. Нужно правильно подобрать пару «художник и его картина» За каждый правильный ответ команды получают фишки-жетоны.
Конкурс 3 «Дары природы»

Все мы любим подарки. Природа – щедрая дарительница. Назовите, какие богатства дает нам природа?

(команды по очереди перечисляют: ягоды, орехи, грибы, лекарственные травы, елку на новый год и т.д., получая фишку за каждый ответ – кто больше наберет фишек, тот и победитель в этом конкурсе)
Конкурс 4 «Исторические задачки»

1. Где и когда впервые был принят закон об охране природы?

2. Что такое заповедник?

3. Какой заповедник находится на территории Республики Татарстан?

4. Сколько лет назад был образован этот заповедник?

5. Какова площадь заповедника?

6.Главные особенности заповедника?

(Принято считать, что первый закон об охране окружающей среды и защите дикой природы был принят на Шри-Ланке в III веке до н. э..

Волжско-Камский заповедник площадью 8 тыс. га расположен на востоке республики Татарстан, на левобережье Волги и состоит из двух обособленных участков – Раифского и Сараловского. Идея организации возникла в 1917 г., но воплотилась в жизнь только в 1960 г. Особый интерес представляет дендрологический сад Раифского лесничества площадью 4,1 га, созданный по инициативе профессоров Казанского университета в 1921 году. Одна из особенностей - на территории заповедника расположен Раифский монастырь)
Конкурс 5 «Экскурсия в природу»

Все мы любим проводить время в лесу, у реки. А все ли умеют вести себя правильно, находясь на такой экскурсии? Предложите правила поведения в лесу, в поле, у реки. Команды предлагают ответы по очереди, получая фишку за каждый ответ – кто больше наберет фишек, тот и победитель в этом конкурсе.

(Не разрушать муравейники, громко не разговаривать, не ломать ветки деревьев, не рвать букеты цветов, ничего не бросать в реку, весь мусор уносить с собой, не жечь костры, грибы аккуратно срезать, не причинять вреда животным, птицам, рыбам и т.д.)

Конкурс 6 «Заступники природы»

Защита плакатов на эколого-краеведческую тему.

Конкурс 7 «Эксперты родной природы»

  1. Из плодов этого растения готовят варенье, компот, квас, настойки. Плоды не такие вкусные, как у других, зато очень полезные. О нем написано много песен. (Рябина)

  2. У этого растения листья сверху зеленые, а снизу бархатные и серебристые. Оно быстрее всех заселяет гари. О нем есть несколько легенд. (Осина)

  3. Это растение бывает иногда голубое. Из него делают музыкальные инструменты. В этом лесу всегда темно и сыро. (Ель)

  4. Из листьев каких растений можно сделать чай? (из листьев малины, черники, брусники)

  5. Это растение выделяет фитонциды, убивает болезнетворные бактерии. Из него самые лучшие дрова. А некоторую часть этого дерева даже использовали для письма. (Береза)

  6. Это растение хороший медонос. Своими корнями укрепляет берега рек, защищает водоемы от испарения. (Ива)

  7. Какое дерево имеет признаки и хвойного и лиственного дерева? (Лиственница)

  8. Плоды этого кустарника – блестящие красные ягодки величиной с горошину. Латинский перевод этого растения на русский – «Древесная кость». (Жимолость)


Конкурс 8 «Что такое, кто такой?»

В 1995 году была создана «Красная книга» Татарстана, куда заносятся редкие и исчезающие виды растений и животных.

Кто такие:

1. летяга обыкновенная (ответ: белка)

2. ночница усатая (летучая мышь)

Подведение итогов: Объявление победителей, награждение.

Ведущий: Играя, вы заработали много разных фишек с изображением цветов. Давайте приклеим их все на общий лист ватмана. Посмотрите, какая красивая цветущая поляна получилась! Пусть всегда в наших полях и лугах цветут цветы, пусть они радуют нас своей красотой и ароматом! А мы будем беречь, любить и изучать нашу природу.

Позвольте закончить сегодняшнее мероприятие стихотворением В. Шефнера:

Ты человек, любя природу,

Хоть иногда ее жалей.

В увеселительных походах

Не растопчи ее полей.

В вокзальной сутолоке века

Ты оценить ее спеши:

Она - твой давний добрый лекарь,

Она – союзница души.

Не жги ее напропалую,

Не исчерпывай до дна,

И помни истину простую:

Нас много, а она одна!