Главная страница

Урок музыки и литературное чтение в 3 классе Круглова Мария Борисовна- учитель музыки



Скачать 47.79 Kb.
НазваниеУрок музыки и литературное чтение в 3 классе Круглова Мария Борисовна- учитель музыки
Дата30.08.2016
Размер47.79 Kb.
ТипУрок


Портрет в литературе и в музыке по произведениям А. Л. Барто и С.С. Прокофьева (бинарный урок музыки и литературное чтение в 3 классе)

Круглова Мария Борисовна- учитель музыки

Сучкова Галина Владимировна-учитель начальных классов

МОУ РАзвилковская средняя рбщеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов

Цели урока:

- развитие речи учащихся;

- развитие умений анализировать произведения литературы и музыки;

- развитие умений сравнивать два произведения, поднимающих

одну проблему;

- формирование общеучебного умения осознанного, правильного, выразительного чтения;

- формирование умения понимать авторский замысел, раскрывать и формулировать тему и идею произведения, давать характеристику героям;

- формировать представления о художественных средствах создания образа;

- воспитание внимательного отношения к мнению другого человека, требовательности к себе и другим, радости сопереживания успехам собеседников.

Учебные задачи:

- познакомиться со способами передачи авторского настроения в произведениях - шуточном стихотворении и музыкальной пьесе;

- развивать умение интонировать произведения на основе личного восприятия авторского произведения;

- открыть способы понимания авторской позиции в стихотворении;

- продолжить знакомство с особенностями произведения, созданного на основе шуточного стихотворения.

1. Организационный момент
У.1 - Здравствуйте, мы начинаем необычный урок. Мы сегодня и слушатели, и зрители, и исполнители!

- Как вы думаете, какие два предмета мы сегодня совместим?

(литературное чтение и музыка)

- Мы сейчас поговорим о музыке литературным языком и поговорим о литературе, вспомнив музыкальные произведения.

2. Ход урока

- Давайте вспомним, что делает нашу речь выразительной? (интонации)

- Какие интонации помогают нам выражать наши мысли, чувства, эмоции?

(восклицательные, вопросительные, повествовательные)

- А вот что об этом говорит «Толковый словарь русского языка»:

«Интонации – это повышение и понижение тона голоса при произношении. Это манера произношения, отражающая какие – либо чувства говорящего (удивление, ирония, грусть, веселье)». Звуки меняются, меняются интонации, меняется настроение.

- А в музыке?

У.2 - А в музыке – интонация - это зерно, из которого вырастает музыкальное произведение. Я вам наиграю интонацию, а вы мне скажете, какая музыка вырастет из неё? (призывная, восклицательная, маршевая).

Звучит мелодия – 1.(соль- до)

- Не случайно на ней строится главная песня нашей страны - Гимн России

- Послушаем ещё одну мелодию.

Звучит мелодия – 2 (ля-до-си)(спокойная, колыбельная).

- А Дмитрий Кабалевский сочинил для детей три пьесы и назвал их «Три подружки» - это «Резвушка», «Плакса», «Злюка». Я только наиграю, а вы расскажите о характерах подружек.

Звучат интонации - 3.

Беседа о незнакомых интонация.

- А теперь исполним знакомые композиции и постараемся очень выразительно показать интонации (учащиеся, под аккомпанемент учителя, исполняют две песни).

У.1- Давайте понаблюдаем за сменой интонаций при чтении наших любимых стихотворений. Ведь именно интонации помогают нам выразительно читать, глубже понимать произведение, его главную мысль, его тему. Интонации важнейший критерий выразительного чтения , поэтому надо подумать:

- каким темпом будешь читать?

- каковы должны быть сила голоса и громкость исполнения?

Выступления учащихся.

(учащиеся исполняют стихотворения А.Л. Барто, подобранные по теме «Портрет в произведениях»).

Учителя наводящими вопросами подводят учащихся к правильной интерпретации произведений.
- К творчеству, какого автора мы обратились? Давайте расскажем, что мы знаем об этой замечательной поэтессе.

Учащиеся читают доклады.

- Творчество А.Л.Барто живёт с нами с самого раннего детства, её стихотворения близки нам, потому что с нами как будто разговаривает человек, который нас очень хорошо знает. Большинство стихов А. Л. Барто написано для детей и школьников.

Стиль очень лёгкий, стихи нетрудно читать и запоминать. Автор как бы разговаривает с нами простым, бытовым языком, без лирических отступлений и описаний – но в рифму.

- Сейчас мы (благодаря Интернету) увидим и услышим запись интервью с Агнией Львовной.

Смотрим видеовставку.

- У вас на столах текст стихотворения А.Л. Барто « Болтунья». Подумайте, с какими интонациями его надо читать, в каком темпе?

Учащиеся читают текст. Попробуйте исполнить его! (учащиеся исполняют, пытаясь выделить скороговорку)

У.2- У нас есть грамзапись, где это стихотворение читает автор. Послушайте!

Слушаем грамзапись.

- А вот Сергей Прокофьев… Знакомое имя? Чем знакомо? Он услышал это стихотворение «Болтунью» в исполнении автора и решил положить его на музыку. Что из этого получилось, мы сейчас увидим и услышим!

Смотрим видеовставку (вокальное исполнение музыки)Понравилось? Выиграло произведение от музыки? А какой литературный приём использует композитор? (Скороговорку).

- Трудный вопрос! Какой голос исполняет песню? (Высокий, женский). Такой голос называется – сопрано. (Беседа о понравившихся фрагментах стихотворения, обсуждение, различные интерпретации).

- У нас для вас подарок – кроссворд! Но не обычный кроссворд, а на интерактивной доске. Это волшебная доска и волшебный карандаш на батарейке.

Даётся инструкция и краткая демонстрация работы на интерактивной доске.

  1. Имя поэтессы, стихи которой мы сегодня читали. (Агния)

  2. Для кого предназначались стихи А.Л.Барто. (Ребята)

  3. Фамилия композитора, написавшего музыку к стихотворению « Болтунья». (ПРКФВ)

  4. Приём, использованный С.С. Прокофьевым. (Скороговорка)

  5. Имя героини стихотворения «Болтунья». (Лида)

  6. Цикл стихов А.Л.Барто для самых маленьких. (Игрушки)

  7. Для какого голоса Прокофьев написал «Болтунью». ( Сопрано)

  8. Кто выдумал, что «болтунья Лида». (Вовка)

Подведение итогов.
- О чем мы сегодня говорили? Какие герои перед нами прошли? Чему они нас учат?

Почему мы обратились к творчеству А.Л. Барто?

- В центре нашего внимания были шуточные стихотворения А. Л. Барто, посвященные детям. Мы постарались передать особые авторские интонации, ритмические рисунки, уловить настроение ,созданное поэтессой.

Ребята читают стихотворения, подготовленные к уроку, делают рисунки, рассматривают книжки.

Ученикам и гостям так понравился разговор о стихотворениях А.Л.Барто, что на следующий день после уроков мы собрались и продолжили наши литературные чтения, пригласив второклассников.