Главная страница

Урок музыки и риторики во 2-м классе по теме «Интонация в музыке и разговорной речи»



Скачать 68.98 Kb.
НазваниеУрок музыки и риторики во 2-м классе по теме «Интонация в музыке и разговорной речи»
Дата30.08.2016
Размер68.98 Kb.
ТипУрок

Интегрированный урок музыки и риторики во 2-м классе по теме «Интонация в музыке и разговорной речи»


Цель урока: выявить, что интонация является средством музыкальной выразительности.

Задачи урока:

  1. Определить понятие музыкальной интонации;

  2. Определить связь и различие между речевой интонацией и музыкальной;

  3. Развивать образное восприятие, самостоятельность мышления. Через песенный материал развивать вокально-хоровые навыки выразительного исполнения;

  4. Воспитывать через музыкальные и художественные произведения чувство дружбы, доброжелательность и сострадание.

Ход урока:

  1. Орг.момент: исполнение гаммы, попевки «Тень-тень», «Василек», «Как под горкой».

  2. Введение в тему.

I этап (вводно-мотивационный)

1. Ребята, кто желает прочитать любое стихотворение, которое мы изучали на уроках литературного чтения?

Как прочитали дети? Чье чтение стихотворение вам больше понравилось?

Почему понравилось? (учителю указать на небольшие недочеты)


Почему другое чтение менее понравилось?


Как должен был читать? Вы согласны с замечаниями?


Теперь, учитывая все наши замечания, вы будете читать более выразительно.

2. Сейчас я проверю, умеете ли вы выразительно произносить выражения.

Вы должны прочитать выражение «Мы хорошие ребята» с разной интонацией:

- вопросительно

- радостно

- утвердительно

- зло

- мечтательно

- грустно

- гордо
Вы очень правильно показали интонацию этого выражения в разговорной речи, я уверена, что вы на самом деле хорошие ребята.

3.Таблица на доске:


Речь

Музыка

паузы

тембр

ритм

темп

динамика




Что изображено на доске? (таблица).

Какая?(перед вами таблица, которая состоит из 2 частей)

Как вы думаете, что мы должны сделать? Что должны записать?(правила выр. чт.)

Давайте заполним таблицу слева .Почему? Напишем правила выразительного чтения.

Значит,какие правила чтения нужно соблюдать?

.
4 А теперь отгадайте ребус и мы узнаем, как можно одним словом назвать все это назвать?.

ия

Т О Н И Ц

3 4 2 1


Все это называется интонация и поэтому тема урока будет…

Значит, над чем мы будем работать? Какую задачу мы должны осуществить?
Как вы думаете, а в музыке нужна интонация?
Давай попробуем исполнить песенку «Добрый жук». Какие интонации мы должны использовать, чтобы исполнить эту песню выразительно?

Давайте вместе споем выразительно, помогая себе рукой.(в круг)
Когда мелодия записана нотами – видно ли – где нужно петь выше, а где ниже?

А в тексте видно, когда говорить выше, а когда ниже?

Так вот, в отличие от речевой интонации, высоту музыкальной интонации можно записать нотами.
Давайте сравним: были ли в вашей песне паузы, повышения и понижения голоса, изменения темпа и силы голоса?

Дополняю таблицу.

Какой вывод можно сделать?
Выразительная речь похожа на музыку, а музыкальная интонация стремится быть похожей на выразительную речь человека, чтобы быть понятной и без слов.
II этап( операционно- содержательный)

Обратили ли внимание, что на уроке есть гости? Сейчас к нам гости придут еще три девочки. Они очень разные и у каждой свой характер. Зовут их Резвушка, Плакса и Злюка.

Как вы думаете, может ли музыка нарисовать портрет человека?

Каким образом?

А какие музыкальные интонации мы знаем?
Разделимся на 3 группы и у каждой будет свое задание.

1группе- изобразить Резвушку;

2 группе- изобразить Плаксу;

3 группе- изобразить Злюку.
Вы должны, используя музыкальную интонацию, показать своего персонажа, чтобы мы могли с легкостью его угадать.
Как вам работалось в группе? Кто понравился? Почему?

Молодцы, вы как настоящие композиторы, нашли очень точные интонации и смогли выразить характеры девочек.
А теперь посмотрите на экран на наших героев.
Видите, каким их нарисовал художник.

А вот композитор Д.Б.Кабалевский тоже написал музыку про этих девочек и назвал свою пьесу «Три подружки».

Так давайте послушаем, как композитор Д. Б. Кабалевский изобразил этих девочек и своими движениями покажем их характеры.

Похоже ли на вашу музыку?

Смогла ли музыка и без слов нарисовать портрет девочек?
III этап( рефлексивно- оценочный)

Ребята, с которой из этих девочек вы бы хотели подружиться и почему?

А смогли бы вы помочь Плаксе и Злюке изменить свой характер? Им ведь плохо без друзей.
С какой интонацией мы с ними будем говорить?
Давайте споем им песню, только о чем желательно спеть?
С какой интонацией будем петь?
Вы так красиво и выразительно пели, мне очень понравилось, гостям, наверное, тоже.

Как вы думаете, изменилось ли у девочек настроение?

Какими они стали?
Вот такими? ( преображенные лица)
Молодцы, ребята, ваши выразительно исполненные песни и добрая интонация помогли им подружиться.
Давайте, теперь послушаем песню «Страна «Интонация» . Исполняют ученики старших классов .

Вы послушайте, друзья

Есть волшебная страна

«Интонация» название столицы.

Музыкальная страна

И ритмична и нежна

И над нею всюду вьются песни – птицы.

Вместе мы в страну пойдём,

Тихо – громко пропоём

То высоким голосом, то очень низким

И веселье и печаль

Над страной несутся вдаль

В «Интонацию» пойдём путём не близким.

Там деревья и цветы

Необычной красоты

И на каждой ветке нотки вырастают

Реки музыки журчат

И мелодии звучат

И ключом скрипичным двери открывают.
Скажите, ребята, используя данные слова, чем вам запомнился этот урок, чему научились?

-сегодня я узнал…

-было интересно…

-я понял, что…

-я приобрел…

-я научился…

-я попробую…
Спасибо вам за вашу отзывчивость, за то, что постарались помочь девочкам и подружиться с ними.

Еще я хочу поблагодарить тех ребят, которые помогли понять тему урока и значение интонации в жизни человека.



показ на пальчиках
Показ слайда№1


Выходят 2 ученика

Сравнение.
Делала остановки, соблюдала знаки препинания, голос шел то вверх, то вниз,

замедляя темп или ускоряя.

Не соблюдал знаки препинания, говорил быстро, непонятно, громко, некрасиво, невыразительно.

Делать остановки – паузы там, где знаки препинания,

повышать или понижать голос(соблюдать логическое ударение),

замедлять или ускорять темп.

Вывод.

Показ слайда №2

7чел.

Вывод.

Выходят дети и пишут в таблице(5чел.)

Вывод.
Чтобы речь была выразительной, мы должны соблюдать знаки препинания ,повышать или понижать голос, говорить быстрее или медленнее, громче или тише.
Показ слайда№3
Показ слайда №4
ИНТОНАЦИЯ (вывожу на слайде)

Сравнивать реч. И муз. и инт.

Показ слайда №5

Аккомпанемент на аккордеоне.
Да.
Нет.


Да.

Вывод.

Речевая интонация и музыкальная похожи

Да.
Используя музыкальные интонации.

Ритм-чередование сильных и слабых долей.

Темп- скорость музыки.

Тембр- высота звучания.

Динамика- сила звука.

Групповая работа.

.

Показ слайда№6

Показ слайда №7

На слайде портрет Д. Б. Кабалевского

Слушание: «Три подружки».

Эмоциональная физкультминутка

(слайд №6)

Вывод.

Да.

О дружбе.
Фонограмма песни» Когда мои друзья со мной»( слайд №8)


Показ слайда№8

Фонограмма на мотив песни»Чему учат в школе»( слайд №9)

Рефлексия. Метод неоконченных предложений.