Главная страница

Урок по теме: «Что я знаю о живых организмах?»



Скачать 63.31 Kb.
НазваниеУрок по теме: «Что я знаю о живых организмах?»
Дата04.03.2016
Размер63.31 Kb.
ТипУрок

Природоведение 5 класс

Обобщающий урок по теме: «Что я знаю о живых организмах?»

Девиз : Природы царства изучили.

Знаний много получили.

Нужно выход знаньям дать

Получить оценку «пять»!

Дидактическая цель: создать условия для систематизации изученного материала, выявление уровня овладения системой знаний и умений.

Цели урока по содержанию:

Образовательные: создать условия для обобщения и систематизации знаний об отличительных особенностях живых организмов, принадлежащих к разным царствам живой природы.

Развивающие: продолжить развитие логического мышления, речевой деятельности, памяти, самостоятельности.

Воспитательные: способствовать воспитанию культуры умственного труда, культуры общения.

Тип урока: урок обобщающего повторения - урок - игра «Копилка».

Методы обучения: репродуктивный, проблемный, дифференцированный метод обучения.

Форма организации познавательной деятельности учащихся:

индивидуальная работа.

Средства обучения: таблицы с изображением живых организмов разных царств живой природы, карточки с вопросами разной стоимости и цвета.

Литература: 1) Учебник Т.С.Сухова, В.И.Строганов «Природа. Введение в биологию и экологию. 5 класс», Москва, «Вентана-Граф», 2003 г.

2) Г.Васильева «Проверочные карточки и тесты», «Айрес-пресс.Рольф», М., 2001 г.

3) И.Д.Агеева «Весёлая биология на уроках и праздниках», М., 2004 г.

4) Е.Н.Демьянков «Биология в вопросах и ответах», М., Просвещение, 1996 г
Подготовка к уроку: 1). Учащимся заранее даётся задание - нарисовать эмблему с изображением любого живого организма, который понравился в ходе изучения царств живой природы, на обобщающем уроке дети объясняют, почему они выбрали тот или иной живой организм. 2) Учитель готовит карточки с вопросами разной степени сложности и разной стоимости: красная карточка - стоимостью в 5 баллов (долларов, рублей, евро - как будет интереснее детям); зелёная карточка - стоимостью в 3 балла; жёлтая карточка — стоимостью в 2 балла.

Данный урок хорошо подходить для классов, наполняемость которых невелика. Но если наполняемость классов большая, то можно применить следующее – каждый ряд - отдельная группа. Тогда получится три группы и нужно приготовить три набора заданий с разной степенью сложности. Необходимо подготовить помощников из числа старшеклассников, которые должны знать точные ответы и критерии оценивания ответов. Учитель выполняет в этом случае направляющую и вспомогательную функции.
Ход урока.

I. Мотивация, целеполагание, актуализация.

В кабинете размещены таблицы с изображением живых организмов, изученных царств живой природы. На доске записан эпиграф урока.

Учитель зачитывает отрывок о живой природе:

Лишь только-только рассветало,

И, заглушая стоны сов,

Вся птичья мелочь засвистала

На сотни разных голосов.

И лес как будто бы проснулся,

И каждый, кажется, листок

Вдруг встрепенулся, потянулся

Навстречу солнцу на восток.

Взметнулся ястреб с громким криком,

Сороки где-то тарахтят,

На луг, усеянный брусникой,

Тетёрка вывела цыплят.

А там, где ели поседели,

Где бурелом и сухостой,

На мшистой бархатной постели

Поднялся лось в траве густой.

Прошёл по просеке сохатый, ступая мягко, как босой,

Качнул стволы берёз косматых

И весь осыпался росой.

Потом рога свои закинув,

Застыл среди могучих пихт, -

Залюбовался на вершины,

Где солнце шишки золотит.

Мы с вами, ребята, изучили разные царства живой природы. Сегодня на уроке все полученные знания приведём в порядок и проверим, как вы успешно изучили эту тему (учитель зачитывает девиз сегодняшнего урока, записанный на доске).

Беседа: 1. Скажите, пожалуйста, какие царства живой природы мы изучили?

2. Приведите три примера живых организмов, которые относятся к царству:

  • Растений

  • Животных

  • Грибов

  • Бактерий

  • Вирусов


II, Систематизация и обобщение изученного.

Для того чтобы проверить полученные вами знания, мы проведём игру «Копилка».

Для этого учащиеся садятся в круг. У каждого ученика прикреплена эмблема с изображением живого организма. Учитель предлагает детям объяснить, почему они выбрали тот или иной живой организм. Ответ должен быть чётким и лаконичным.

На столе лежат карточки с вопросами разной стоимости и разного цвета (красные карточки - 5 баллов, зелёные карточки - 3 балла, жёлтые карточки - 2 балла).

Учитель объясняет правила игры: каждый ученик по очереди берёт карточку любой стоимости, на своё усмотрение (по опыту могу сказать, что вначале все дети стараются взять красные карточки стоимостью в 5 баллов) и отвечает на вопрос. Если ответ на вопрос дан неправильный или не полный, то баллы не засчитываются, и на этот вопрос может ответить другой ученик. Побеждает тот, кто набрал наибольшее количество баллов. Количество баллов фиксирует учитель. Примерные вопросы по данной теме смотрите в приложении.
III. Подведение итогов урока.

Учащиеся, накопившие наибольшее количество баллов, получают оценку «пять», знания остальных оцениваются в соответствии с количеством накопленных баллов.
Приложение.

Вопросы стоимостью в 2 балла (жёлтые карточки)

  1. Где на нашей планете обитает больше живых организмов?

  2. Приведите примеры организмов царства животных.

  3. Приведите примеры организмов царства бактерии.

  4. На границе, каких сред больше всего встречается живых организмов?

  5. Животные находятся в постоянном движении. Какое это имеет
    значение?

  6. Почему все растения имеют зелёный цвет?

  7. Что такое классификация?

  8. Перечислите способы передвижения животных.

  9. Что такое систематика?

  10. Приведите примеры организмов царства грибов.

  11. Что такое вид?

  12. Перечислите известные вам царства живой природы.

  13. Приведите примеры организмов царства растения.

  14. В каких царствах живых организмов встречаются одноклеточные организмы?

  15. Грибам необходимы готовые органические вещества. Как человек учитывает эту особенность грибов, например при приготовлении дрожжевого теста?

  16. Приведите примеры одноклеточных животных.

  17. Перечислите увеличительные приборы, с помощью которых можно рассмотреть одноклеточные организмы?

  18. Все живые организмы, в конечном итоге, умирают. Куда потом исчезают умершие организмы?

  19. У животных нет хлоропластов. Какой пищей они питаются?

  20. Приведите примеры организмов царства вирусы.


Вопросы стоимостью в 3 балла (зелёные карточки)

  1. Как приспосабливаются животные к жизни в Арктике?

  2. Приведите примеры растений, которые никогда не цветут.

  3. В каких царствах живых организмов встречаются организмы-
    паразиты?

  4. Какую роль играют вирусы в природе и жизни человека?

  5. Почему нельзя пользоваться одной разделочной доской для резки
    сырого мяса, хлеба и сырых овощей?

  6. Как приспосабливаются животные к жизни в пустыне?

  7. Какую роль играют грибы в природе и жизни человека?

  8. На основании, каких признаков разные растения относят в одно
    царство?

  9. Какую роль играют бактерии в природе и жизни человека?

  10. На основании, каких признаков разных животных относят в одно царство?

  11. Как приспосабливаются растения к жизни в Арктике?

  12. Почему грибы нельзя отнести ни к растениям, ни к животным?

  13. Как приспосабливаются растения к жизни в пустыне?

  14. Как отличить бактерии от одноклеточных животных?

  15. Распредели перечисленные ниже названия живых организмов по царствам: бабочка, дятел, мох, ель, плесневый гриб, эвглена зелёная, акула, грипп, туберкулёз, оспа, тиф, СПИД.

  16. Какую форму могут иметь бактерии?

  17. Почему вирусы не могут жить вне других организмов?

  18. Какие признаки характерны для бактерий?

  19. Почему продукты хранят в холодильнике?

  20. Какую роль играют одноклеточные организмы в природе?


Вопросы стоимостью в 5 баллов (красные карточки)

  1. Объясните, почему разнообразные живые организмы обитают в разных
    природных условиях?

  2. Летом Максим отдыхал у бабушки в деревне. В погожий день он
    насобирал много малины, земляники и грибов. Как Максиму сохранить
    эти продукты, чтобы они не испортились?

  3. Иногда плесень на хлебе бывает зелёного цвета. Может ли такая
    плесень фотосинтезировать?

  4. Объясните, почему разнообразные живые организмы располагаются
    ярусами в одном и том же лесу или пруду?

  5. Докажите справедливость утверждения: «Растения кормят всех, даже
    хищников».

  6. Объясните выражение: «Дизентерия - болезнь грязных рук».

  7. Объясните, почему разнообразные живые организмы неравномерно
    распределены по планете?

  8. Почему в лесу грибы чаще всего встречаются около деревьев?

  9. Найдите ошибку в тексте: «К животным относят следующих из перечисленных живых организмов: лошадь, инфузорию туфельку, водоросли, подосиновик, жирафа, собаку, оспу, дельфина, корь». Какие из перечисленных живых организмов не относятся к животным? Ответ поясните.

  10. Почему сушение фруктов спасает их от гниения?

  11. Приведите доказательства того, что одноклеточные животные – это целый живой организм.

  12. Докажите, что грибы — это самостоятельное царство живых организмов.

  13. Почему в морозную погоду бактерий в воздухе почти нет, а в тёплую погоду их очень много?

  14. Руды железа и марганца встречаются не только в местах залегания пород, но и на дне многих озёр и болот. Откуда они могли там появиться?

  15. На некоторых деревьях встречается гриб-паразит трутовик. Объясните, как он мог попасть на дерево, и как защитить дерево от этого паразита?