Главная страница

Урока истории учитель Берсенева Эльвира Николаевна Зерноград 2013 г. Тема урока: «Город Воинской Славы» (Освобождение г. Ростова-на-Дону в 1943 г.) Цели урока



Скачать 89.07 Kb.
НазваниеУрока истории учитель Берсенева Эльвира Николаевна Зерноград 2013 г. Тема урока: «Город Воинской Славы» (Освобождение г. Ростова-на-Дону в 1943 г.) Цели урока
Дата23.02.2016
Размер89.07 Kb.
ТипУрок

МБОУ гимназия г. Зернограда


Город Воинской Славы


К 70-летию освобождения

г. Ростова-на-Дону
технологическая карта урока истории

учитель Берсенева

Эльвира Николаевна


Зерноград

2013 г.

Тема урока: «Город Воинской Славы»

(Освобождение г. Ростова-на-Дону в 1943 г.)



Цели урока

Способствовать: 1) реализации деятельностного подхода (учащиеся работают с разными источниками информации, анализируют, делают выводы, работают с настенной картой контурной картой).

2) достижению метапредметных результатов (умение привлекать информацию из всеобщей истории, истории России, архивных документов).

3) реализации личностных результатов (работа индивидуально и в малых группах; выполнение заданий разного уровня сложности, выступление с сообщением, написание эссе)

Тип урока

Изучение нового материала

Образовательные ресурсы

1. Документальная кинохроника боёв на подступах к Ростову и на улицах г. Ростова-на-Дону 1943 г.

2. Документальные фото 1943 г. улиц Ростова-на-Дону освободителей города.

3. Документы эпохи: приказы, боевые донесения, письма, воспоминания участников боёв за Ростов, жителей Ростова – очевидцев событий.

4. Карта «Освобождение Ростовской области от немецко-фашистской оккупации (ноябрь 1942 г. – август 1943 г.).

5. Музыкальные записи к урокам, стихи, репродукции картин.

План изучения новой темы

1. Операция «Дон»

2. От Чира к Северскому Донцу.

3. От Сальска до Ростова.

4. Штурм Ростова-на-Дону.

5. Город Воинской Славы.

Методы и формы обучения

Методы: метод учебного «погружения» в эпоху; частично-поисковый; элементы практикума (работа с документами, картой).

Формы: индивидуальная; в парах или малых группах.



Обязательный минимум содержания регионального компонента по истории Донского края

Донской край в Великой Отечественной войне. Битва за Ростов.

Подвиги советских солдат и офицеров на Донской земле.

Боевой путь воинских частей на Донской земле.

Требования к уровню подготовки учащихся по истории Донского края

Знать/понимать:

факты и события Великой Отечественной войны на территории Ростовской области и её столицы – г. Ростова-на-Дону.

Уметь:

– использовать знания и способы познавательной деятельности, полученные в процессе изучения Всеобщей и Отечественной истории, истории Донского края для характеристики и оценки ситуации в Ростовской области;

– анализировать карту, показывать на карте территорию Ростовской области, направления основных ударов Советской Армии на территории Ростовской области, дислокацию фашистских войск и направления их действий в районе г. Ростова-на-Дону.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности для:

– самостоятельной работы со справочной, краеведческой литературой, с историческими документами в архивах и музеях, со свидетельствами очевидцев;

– высказывания и аргументирование своей оценки событий и личностей.


Планируемые образовательные результаты:


Объем освоения и уровень владения компетенциями

Компоненты культурно-компетентностного опыта,

приобретенная компетентность

Получают возможность научиться: анализировать,

делать выводы, давать оценку событиям, поступкам

(подвигам); осуществлять поиск дополнительных сведений в СМИ, архивах, музеях; отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения.

Коммуникативная компетенция:

– вступать в речевое общение, участвовать в диалоге, работать с текстом, взаимодействовать в группе;

– владеть разными видами речевой деятельности (монолог, диалог, чтение, комментарии);

– выступать с устными сообщениями, корректно участвовать в дискуссии.

Организационная структура урока:


Этапы урока

Время

Обучающие

и развивающие

компоненты,

задания

Деятельность

учителя

Деятельность учащихся

Формы

организации совзаи-модействия на уроке

Универсальные учебные действия (УДД)

Формы контроля

1

2

3

4

5

6

7

8

1. Организационный

2 мин

Подготовка учеников к уроку. Эмоциональный настрой на тему урока

Проверяет готовность к уроку, включает музыкальный эпиграф, отрывочек песни:

«Теплый ветер дует,

Развезло дороги и на Южном фронте оттепель опять. Тает снег в Ростове, тает в Таганроге. Эти дни когда-нибудь мы будем вспоминать…

Ребята! Как вы думаете, о чем пойдет речь на сегодняшнем уроке? Чем мы будем заниматься? После ответов детей включает на интерактивной доске тему урока

Отвечают на вопрос учителя после прослушивания музыкального эпиграфа. Записывают в тетради тему. Самостоятельно формулируют цель урока

фронтальная

Личностные:

понимают значение знаний данной темы урока.

Результативные: принимают учебную задачу, формируют цели

Записи в тетради

2. Актуализация знаний

5 мин

Беседа по теме «Начало коренного перелома»

Вопросы:

1) Что происходило на фронтах Великой Отечественной войны к концу 1942 г. – началу 1943?

2) В районе Сталинграда?

Отвечают на вопросы, рассуждают, приводят доказательства своим рассуждениям.

Фронтальная

Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении вопросов; обмениваются мнениями.

Познавательные:

Общеучебные – формулируют ответы на вопросы учителя;

Логические: осуществляют поиск информации (из учебника, рассказа учителя, одноклассников)


Устный опрос

3. Изучение нового материала

25 мин

Просмотр документальной кинохроники «Освобождение Ростовской области (от Сальска до Ростова) и г. Ростова-на-Дону и фотодокументов (демонстрация слайдов): уникальных фотографий, запечатлевших моменты уличных боёв, лица освободителей города, виды разрушенных домов и улиц освобожденной столицы Дона).

Работа с картой Ростовской области и Ростовского укрепрайона.

Работа с текстами документов и текстами свидетельств очевидцев и участников событий (см. приложения к уроку № 2, 3)

Рассказ учителя; комментарии учителя к фотодокументам, к карте (см. приложения к уроку № 1)

Учитель организует работу с картой, инструктирует учащихся перед работой с документами. Из «мозаики» документов «сложить» общую картину освобождения Ростова: «Как это было».

Просматривают кадры хроники, слушают объяснение учителя. Выступают с сообщениями, подготовленными дома о героях штурма Ростова. Показывают свои маленькие презентации по теме сообщения.

Показывают на карте место сражения, о котором сообщают.

Самостоятельно изучают текст документа, анализируют, высказывают свое впечатление об узнанном, дают оценку

Весь класс


индивидуальная


Работа в парах, малых группах

Познавательные:

Общеучебные – умеют структурировать знания, дополняют и расширяют знания; осуществляют поиск информации;

Логические: строят логическую цепь рассуждений.

Личностные: применяют правила делового общения.

Регулятивные: учитывают ориентиры, данные учителем;

Коммуникативные: выражают свое мнение; вступают в диалог при обсуждении документов; допускают существование различных точек зрения, выслушивают другое мнение, вместе делают выводы.

Записи в тетрадях.

Тексты сообщений и сделанные презентации.

Устные ответы



4. Первичное осмысление и закрепление

5 мин

Выполнение заданий в контурных картах (отметить направления основных ударов, мест сражений) ксерокопию контурной карты каждому ученику

Учитель нацеливает на выполнение практического задания

Самостоятельно выполняют задания

Индивидуально

Познавательная: самостоятельно наносят на карту информацию, услышанную на уроке.

Личностная: оценивают собственную учебную деятельность

Практические задания в контурных картах

5. Итоги урока. Рефлексия

6 мин

Обобщающая беседа

Вопросы:

1. Какие задачи стояли перед в/ч в ходе Ростовской наступательной операции?

2. Какие из них были реализованы, а какие нет? Почему?

Отвечают на вопросы. Определяют своё эмоциональное состояние на уроке.

Фронтальная

Познавательная: общеучебная – самостоятельно формулируют выводы.

Логическая приводят примеры и доказательства сформулированных вводов.
Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала

Оценивание учащихся за работу на уроке

6. Домашнее задание

2 мин

Написать эссе: 1) Ростов-на-Дону – город Воинской Славы».

2) «Великая Отечественная война на Дону в судьбе моей семьи» (по выбору) проиллюстрировать своим рисунком или фото из семейного архива

Конкретизирует домашнее задание.

Темы включены на интерактивной доске

Записывают задание и рекомендации по выполнению

Индивидуальная





Список литературы:

1. При составлении технологической карты урока использованы материалы записи личных бесед с военным

историком Афанасенко В.И.

2. Документы, материалы из фондов музея гимназии г. Зернограда (воспоминания очевидцев, освободителей, фото).

3. Карты, схемы боевых действий предоставлены Южным научным центром Российской Академии наук.