Главная страница

Урока «Пища будущего»



НазваниеУрока «Пища будущего»
страница1/5
Дата16.02.2016
Размер0.65 Mb.
ТипУрок
  1   2   3   4   5

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ВОСТОЧНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

ГИМНАЗИЯ № 1512




Разработка методического руководства по использованию

технологии развития критического мышления

на уроках химии

в курсе органической химии

(на примере урока «Пища будущего»)

Автор: Богайчук М.П.

г. Москва

2006 г.
Содержание
I. Введение. Поиски инновационных технологий.

II. Основная часть.

II.1. Технология развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП)

II. 1.1. Понятие критического мышления

II. 1.2. Качество критического мыслящего человека

II. 1.3. Критическое мышление и гуманизация школьного образования

II. 1.4.Технология развития критического мышления посредством чтения и письма.

II. 1.4.а Стадия вызова

II. 1.4.б Стадия осмысления

II. 1.4 в Стадия рефлексии

II. 1.4 г Выводы

II. 2. Использование РКМЧП на уроках химии на примере урока «Пища будущего»

II. 2.1. Групповая работа в рамках технологии РКМЧП

II. 2.2. Использование стратегии «Зигзаг»

II. 2.3. Стадия вызова

II. 2.4. Стадия осмысления содержания (использование приема «Инсерт», темы групп экспертов)

II. 2.5.Стадия рефлексии

II. 2.6. Вывод

III. Приложения

III.1. Тексты для групп экспертов

III.2. Примерные кластеры

IV. Литература


  1. Введение. Поиски инновационных технологий.


В последние годы официальным приоритетом в развитии школьного образования стал личностно-ориентированный подход. Мы часто говорим: «Давайте повернемся лицом к ребенку». А что для этого необходимо? «Педагогические инновации», - предлагают ученые. Но, к сожалению, большинство инноваций не становятся компонентами массовой школьной практики.

С одной стороны, не все так называемые инновации доходят до школы. В школах они появляются не в виде конкретного инструментария, в форме пространных рассуждений, которые не совсем понятны учителю. С другой стороны, самые благие намерения гибнут под ворохом обязательных требований. Программы, учебники, а также программы для поступления в ВУЗы ориентированы на традиционный репродуктивный подход в обучении. Больше и научнее – вот основная канва школьных научно-методических комплексов.

Итак, круг замыкается. С одной стороны, есть ясное видение недостаточности широко распространенных способов обучения для развития системы образования в русле личностно-ориентированного подхода. Но, с другой стороны, сохраняется достаточно жесткий консерватизм, препятствующий внедрению образовательных инноваций.

Одной из педагогических инноваций, которая может стать инструментом массовой педагогической практики, является технология развития критического мышления.


  1. Основная часть.


II.1. Технология развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП).
II.1.1. Понятие критического мышления.
Педагогическая технология развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП) известна в России с 1997 года.

В различных научных источниках можно найти разные определения термина «критическое мышление». Д. А. Браус и Д.Вуд определяют его как разумное рефлексивное мышление, сфокусированное на решении того, во что верить и что делать. Критическое мышление, по их мнению, - это поиск здравого смысла и умение отказаться от собственных предубеждений, способность выдвинуть новые и увидеть новые возможности.

Д. Халпери определяет критическое мышление, как направленное мышление, отличающееся взвешенностью, логичность, целеустремленностью.

При всем разнообразии определений критического мышления можно увидеть в них близкий смысл, который отражает оценочные и рефлексивные свойства мышления. Это открытое мышление, не принимающее догм, развивающиеся путем наложения новой информации на жизненный личный опыт. В этом его отличие от мышления творческого, которое не предусматривает оценочности, а предполагает продуцирование новых идей, часто выходящих за рамки жизненного опыта. Однако провести четкую границу между критическим и творческим мышлением сложно. Критическое мышление – это отправная точка для развития творческого мышления.
II.1.2. Качества критически мыслящего человека.
Для того чтобы учащийся мог воспользоваться своим критическим мышлением, ему необходимо развить в себе ряд качеств, среди которых Д.Халпери, выделяет:

1.Готовность и планирование

Мысли часто возникают хаотично. Важно упорядочить их.

2. Гибкость

Если человек не готов воспринимать идеи других, он никогда не сможет генерировать собственные идеи. Гибкость позволяет подождать с вынесением собственных суждений, пока ученик не соберет разнообразную информацию.

3. Настойчивость

Часто, сталкиваясь с трудной задачей, мы откладываем ее решение на потом.

Вырабатывая настойчивость в решении проблемы, ученик добьется гораздо лучших результатов в обучении.

4. Готовность исправлять свои ошибки

Критически мыслящий человек не будет оправдывать свои неправильные решения.

5.Осознание

Это очень важное качество, предполагающее умение наблюдать за собой в процесс мыслительный деятельности, отслеживать ход рассуждений.

6. Поиск компромиссных решений.

Чтобы принятые решения воспринимались другими, иначе они так и останутся на уровне высказываний.
Дж. Барелл выделяет следующие характеристики, присущие критически мыслящему человеку:

  • решение проблем;

  • проявление настойчивости в решении проблем;

  • открытость для других идей;

  • решение проблем в сотрудничестве с другими людьми;

  • способность слушать собеседника;

  • эстетичность;

  • терпимость к неопределенности;

  • рассмотрение проблем с разных точек зрения;

  • установление множественных связей между явлениями;

  • рассмотрение нескольких возможных решений проблемы;

  • умение строить логические выводы;

  • оценивание своих чувств и мыслей;

  • построение прогнозов, их обоснование, постановка перед собой обдуманных целей;

  • применение своих навыков знаний в различных ситуациях;

  • любознательность, способность часто задавать « хорошие вопросы»;

  • активное восприятие информации.



II.1.3. Критическое мышление и гуманизация школьного образования.
Гуманистический подход, в противоположность авторитарному, предполагает личностную вовлеченность ученика в процесс учения: ученик в нем инициативен и самостоятелен, он учится осмысленно, его любознательность поощряется. В нем век динамичных изменений, главным становится формирование умения учиться самостоятельно.

П.Е. Решетников в качестве важнейших личностных функций выделяет:

- функцию изобретательности (способность к выбору);

- функцию рефлексии (способность оценивать свои действия);

- функцию бытийности (поиск смысла жизни и творчества)

- формирующую функцию (формирование образа «Я»);

- функцию ответственности (в соответствии с формулировкой «Я отвечаю за все»)

- функцию автономности личности

Задача учителя заключается не только в необходимости формирования у школьников знаний и умений, но и в обеспечении возможностей для развития вышеперечисленных функций личности. В этом контексте учебный процесс приобретает смысл, отличный от традиционно признанного. Американский психолог К.Роджерс пишет: «Знанием становится только та часть информации, которая принята ребенком».

Как реализовать на практике гуманистические идеи и принципы?

Для этого учителю необходимо выработать систему новых установок.

В частности К.Роджерс особо выделяет:

- открытость своим мыслям и переживаниям,

- способность их адекватно выражать в общении с другим,

- принятие ученика как личности,

- уверенность в его творческом потенциале,

- педагогический оптимизм,

- эмпатическое понимание (видение педагогом внутреннего мира ученика глазами ребенка).

В гуманистически ориентированном обучении педагог ставит учащегося не в позицию объекта, которым он управляет, а в позицию полноправного субъекта учения, создавая тем самым условия для его творческой самореализации. Это значит, что педагог организует учебную деятельность не традиционно, а как процесс решения проблем разного уровня. Важным становится самостоятельный поиск ученика.

Традиционная школа знакомит учеников с «продуктами» мышления, но резко демонстрирует «процессы», с помощью которых эти «продукты» были получены. Как это сделать? Ведь мышление – процесс, скрытый от глаз.

Технология РКМЧП предполагает равные партнерские отношения как в плане общения, итак и в плане конструирования знания, рождающегося в процессе обучения.

Работая в режиме технологии критического мышления, учитель перестает быть главным источником информации и, используя приемы данной технологии, превращает обучение (продвижение от незнания к знанию) в совместный поиск.

Критическое мышление – это точка опоры. Мы стоим перед проблемой выбора информации. Необходимы умения не только овладеть ею, но и критически оценить, осмыслить, применить. Получая новую информацию, ученики должны научиться рассматривать ее с различных точек зрения, делать выводы относительно ее точности и ценности.

Современная жизнь устанавливает свои приоритеты: не простое знание фактов, а способность пользоваться приобретенным; не объем информации, а умение получать ее, применять и моделировать; не потребительство, а созидание и сотрудничество.
II.1.4. Технология развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП).
Для развития критического мышления необходимо создание и применение специальных методических инструментов, одним из которых может служить разработанная американскими педагогами Дж. Стил, К. Мерезитом и

Ч. Темплом педагогическая технология развития критического мышления посредством чтения и письма. Структура данной технологии стройна и логична, так как ее этапы соответствуют закономерным этапам деятельности личности.
Технологические этапы

I стадия. Вызов.

- актуализация имеющихся знаний,

- пробуждение интереса к получению новой информации по данной теме,

- постановка учеником собственных целей обучения

II стадия. Осмысление содержания.

- получение новой информации,

- корректировка учеником постановленных целей обучения

III стадия. Рефлексия.

- размышление, рождение нового знания,

- постановка учеником новых целей обучения

Технология развития критического мышления – стадии и методические приемы (технологический алгоритм урока)

Стадия

Деятельность

учителя

Деятельность

уч-ся

Возможные приемы и методы

1.Вызов

Направленна на вызов у учащихся уже имеющихся знаний по изучаемому вопросу, активизацию их деятельности, мотивацию к дальнейшей работе.

Ученик «вспоминает», что ему известно по изучаемому вопросу (делает предположения), систематизирует информацию до изучения нового материала, задает вопросы, на которые хочет получить ответы.

- составление списка «известной информации»;

-рассказ-предположение по ключевым словам;

-систематизация материала (графическая: кластеры, таблицы);

- верные и неверные утверждения;

- перепутанные логические цепочки.

II. Осмысление содержания

Направленна на сохранение интереса к теме при непосредственной работе с новой информацией, постепенное продвижение от «старого» знания к «новому»

Ученик читает (слушает) текст, используя предложенные учителем активные методы чтения, делает пометки на полях или ведет записи по мере осмысления новой информации.

Методы активного чтения:

- маркировка с использованием значков: «+», «-» «?»
(по мере чтения их ставят на полях справа)

- ведение записей в виде двойных дневников или бортовых журналов, заполнение таблиц;

- поиск ответов на поставленные в первой части урока вопросы.

На стадии осмысления содержания осуществляется непосредственный контакт с новой информацией (текст, фильм, лекция, материал учебника).

Работа ведется индивидуально или в парах.

III. Рефлексия


Учителю следует вернуть уч-ся к первоначальным записям - предположениям, внести изменения, дополнения, дать творческие, исследовательские или практические задания на основе изученной информации.

Учащиеся соотносят «новую» информацию со «старой», используя знания, полученные на стадии осмысления содержания.

- заполнение кластеров, таблиц;

-установление причинноследственных связей между блоками информации;

-возврат к ключевым словам, верным и неверным утверждением;

-ответы на поставленные вопросы,

- организация устных и письменных

круглых столов,

- организация различных видов дискуссий.

-написание творческих работ,

- исследования по отдельным вопросам темы.


На стадии рефлексии осуществляется анализ, творческая переработка, интерпретация изученной информации. Работа ведется индивидуально, в парах или группах.

II.1.4.а Стадия вызова

Часто отсутствие результативности обучения объясняется тем обстоятельством, что преподаватель конструирует процесс обучения, исходя из поставленных или самих целей, подразумевая, что эти цели изначально будут приняты учащимися как собственные.

В то время многие известные ученые - дидакты считают, что необходимо дать возможность самому учащемуся поставить цели обучения, только после этого учитель может выработать эффективные методы для их достижения. Что мы усваиваем лучше всего? Обычно это информация по теме, о которой мы уже что-то знаем. Когда нам проще принять решение? Когда- то, что мы делаем, согласуется с имеющимся опытом.

Задачи стадии вызова

1. Предоставить возможность учащемуся проанализировать то, что он уже знает об изученной теме. (Это создает дополнительный стимул для формулировки им собственных целей, мотивов).

2. Активизация учеников.

Часто школьники на уроке не прикладывают значительных интеллектуальных усилий, предпочитая дождаться, когда предложенную задачу решат другие.

Поэтому важно, чтобы каждый мог принять участие в работе, ставящей своей целью актуализацию собственного опыта.

Можно комбинировать приемы индивидуальной и групповой работы.

Например, предложить каждому учащемуся вспомнить о том, что уже известно об изученной теме, записать это в виде ключевых слов, затем поделиться написанным в паре или в группе, составив всей группой, список ключевых слов, а после обсудить это вместе с учителем (аналогично может быть проведена работа с составлением кластера).

Очень важно при реализации стадии вызова систематизировать всю информацию, полученную в результате свободных высказываний учащихся.

Это позволит им:

1) увидеть всю собранную информацию в укрупненном виде (при этом в структуру могут войти все мнения - «правильные» и «неправильные»)

2) структурирование высказанных мнений выявит противоречия, нестыковку, непроясненные моменты, которые и определят направления дальнейшего поиска в ходе изучения новой информации (причем для каждого из учащихся эти направления могут быть индивидуальными).

Итак, в процессе реализации стадии вызова необходимо:

1) давать учащимися возможность высказывать свою точку зрения по изучаемой теме, без боязни ошибиться и быть исправленными учителем;

2) фиксировать все высказывания (на данном этапе нет «правильных» и «неправильных» высказываний;

3) сочетать индивидуальную и групповую работу (индивидуальная позволит каждому ученику актуализировать свои знания и опыт, а групповая – услышать мнение других, изложить свою точку зрения без риска ошибиться).

Обмен мнениями может способствовать выработке новых идей, появлению интересных вопросов, поиск ответов на которые будет стимулировать к изучению нового материала. Кроме того, часто некоторые учащиеся боятся излагать свое мнение учителю или сразу в больших аудиториях, поэтому обсуждение в небольших группах позволит им чувствовать себя более комфортно.

Роль учителя на стадии вызова.

-стимулировать учащихся к вспоминанию того, что уже знают по изучаемой теме;

- способствовать бесконфликтному обмену мнениями в группах;

- фиксации и систематизации информации, полученной от школьников (при этом не критиковать их ответы, даже если они неточны или неправильны. Правило на этом этапе: «Любое мнение ценно»).

Необходимые для педагога условия, выполнение которых способствует развитию у школьников критического мышления

(Ч.Темпл., К. Мерезит, Дж. Стил)

1.Важно представлять время и возможность для приобретения опыта критического мышления.

2. Необходимо давать учащимся возможность размышлять.

3. Важно принимать различные мнения и идеи.

4. Целесообразно способствовать активности учащихся в учебном процессе.

5. Необходимо убедить учащихся в том, что они не рискуют быть высмеянными.

6. Важно выражать веру в то, что каждый учащийся способен на критические суждения.

7. Необходимо ценить проявления критического мышления.

Что должны при этом учащиеся?

1. Развивать в себе уверенность и понимание ценности своих мнений и идей.

2. Активно участвовать в учебном процессе.

3. С уважением выслушивать различные мнения.

4. Быть готовым как формировать свои суждения, так и воздерживаться от них.

Если возникает ситуация, когда заявленная тема незнакома учащимся, когда у них нет достаточных знаний и опыта для выработки суждений, то в этом случае можно попросить их высказать предположение или прогноз об объекте изучения.

В случае успешной реализации стадии вызова у аудитории возникает мощный стимул для работы на следующем этапе – этапе получения новой информации.
II.1.4.б. Стадия осмысления содержания (смысловая стадия).
В процессе реализации смысловой стадии учащиеся вступают в контакт с новой информацией.

Одним из условий развития критического мышления является отслеживание восприятия учеников изучаемого материала. Именно эта задача является основной в процессе обучения на стадии осмысления содержания.

Организация работы на данном этапе может быть результатной: лекции, рассказ учителя, индивидуальное, парное или групповое чтение или просмотр видеоматериала. В любом случае это будет индивидуальное принятие и отслеживание информации.

Главная задача в процессе реализации данной стадии состоит в том, чтобы поддерживать активность учащихся, их интерес, созданные на стадии вызова.

Роль отобранного для изучения материала

Иногда, даже в случае удачно реализованной стадии вызова, в процессе работы на стадии осмысления, интерес, активность учащихся ослабевает. Этому может быть несколько объяснений.

1. Текст (сообщение), который содержит информацию по новой теме, не отвечает ожиданиям школьников: является или слишком сложным или не содержит ответов на поставленные на стадии вызова вопросы.

В этом плане легче организовать изучение новой темы в режиме слушания. Вместе с тем чтение в гораздо большей степени стимулирует процесс критического осмысления, так как это сам по себе процесс индивидуальный, не регламентированный по скорости восприятия новой информации. Еще в процессе чтения школьники имеют возможность перечитать непонятное, отметить наиболее важные фрагменты.

2. Учитель не всегда использует возможные приемы стимулирования внимания и активности. Это и проблемные вопросы по ходу объяснения, и графическое представление материала, и интересные факты. Кроме того, существуют приемы для вдумчивого чтения.

Дж. Стил и ее коллеги отмечают: «Хорошие учащиеся отслеживают свое понимание, встречаясь с новой информацией. Хорошие читатели перечитывают кусок текста в том случае, если они перестают его понимать. Хорошие слушатели, воспринимая сообщение, обычно задают вопросы или записывают, что они не поняли для прояснения в дальнейшем. Пассивные учащиеся обычно игнорируют эти проблемы в понимании...» Пожалуй, данное высказывание как нельзя более четко выражает принцип работы в процессе реализации этой стадии.

Так же как и на первой стадии, на стадии осмысления учащиеся самостоятельно продолжают активно конструировать цели своего учения. Это происходит при наложении новой информации на уже имеющихся знаниях. Учащиеся могут найти ответы на ранее заданные вопросы, решить возникшие на 1-м этапе затруднения.

Но далеко не все вопросы могут быть разрешены. В этом случае учитель должен стимулировать учащихся к постановке новых вопросов, поиску ответов через содержание той информации, с которой школьники работают.

Итак, на фазе осмысления содержания учащиеся:

1) осуществляют контакт с новой информацией;

2)сопоставляют эту информацию с уже имеющимися знаниями и опытом;

3) акцентируют свое внимание на поиск ответов на возникшие ранее вопросы и затруднения;

4) обращают внимание на неясности, пытаясь поставить новые вопросы;

5) стремятся отследить сам процесс знакомства с новой информацией (что именно их привлекает, что менее интересно и почему).

6) готовятся к анализу и обсуждению услышанного или прочитанного.
  1   2   3   4   5