Главная страница

Урока русского языка (5 класс) «Обращение». «Сложное предложение»



Скачать 35.72 Kb.
НазваниеУрока русского языка (5 класс) «Обращение». «Сложное предложение»
Дата06.03.2016
Размер35.72 Kb.
ТипУрок

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА (5 КЛАСС)

«Обращение». «Сложное предложение»
Задание 1.

Прочитайте отрывок из сказки А.А. Милна «Винни-Пух и все-все-все». Найдите обращения.

- Добрый день, Кенга, - сказал Пух.

- Добрый день, Пух.

- Смотри, как я прыгаю.! – пропищал Крошка Ру и упал в очередную мышиную нору.

- Привет, Ру, малыш!

- Мы как раз собираемся домой… - сказала Кенга. – Добрый день, Кролик. Добрый день, Пятачок.



Задание 2.

Дома придумайте и запишите диалог на тему приветствия.
Задание 3.

Прочитайте предложения. Выделите грамматические основы. Определите, какие предложения простые, а какие сложные.

  1. Сверкающие росой маргаритки прятались в траве, и только их бледно-розовые лепестки выделялись на зелёном фоне.

  2. Листики берёзы пахли свежестью и привлекали своими нежными очертаниями.

  3. Весеннее солнце бьёт в глаза и освещает ярким светом улицы, витрины магазинов, машины.

  4. Лес наполнился птичьим пением, вот и кукушка закуковала.

  5. Травы в поле наклонились под сильным летним дождём, а деревья с радостью впитывали падающую с небес влагу.

  6. Всё живое радуется приходу весны, и оживает, и трепещет под солнечным сиянием.

  7. Весёлые шмели, луговые травы, первые ландыши и трели соловья – всё это приметы июня.

  8. Вереск на холмах уже расцвёл, и пчёлы озабоченно кружились над ним.


Задание 4.

Расставьте знаки препинания. Выделите грамматические основы в сложных предложениях.

Как-то ночью пришел первый заморозок.

Он надышал холодом на окна в доме т они запотели. Заморозок засыпал зернистым инеем крыши захрустел под ногами. Одни звёзды как будто обрадовались первому морозу и сверкали гораздо ярче.
Задание 5.

Прочитайте начало стихотворения А.С. Пушкина «19 октября». Расставьте недостающие знаки препинания. Подчеркните грамматические основы, определите, простое это предложение или сложное. Есть ли в нём однородные члены? Составьте схему.

Роняет лес багряный свой убор

Сребрит мороз увянувшее поле

Проглянет день, как будто поневоле,

И скроется за край окружных гор.
Задание 6.

Составьте из двух простых предложений сложное, подставляя союзы а, но, и, что, чтобы, потому что.

Образец: Дул сильный ветер. Лодка упрямо боролась с волнами. – Дул сильный ветер, но лодка упрямо боролась с волнами.

  1. Пригрело яркое солнышко. Показалась из земли первая травка.

  2. Сверкнула молния. Загремел гром.

  3. Была дождливая погода. Туристы вышли в путь.

  4. Луна ярко освещала небосвод. Звёзды казались мерцающими в её свете.

  5. Я взглянул в окно и увидел. Дерево было повалено ураганом.

  6. Я не мог приехать вовремя. Поезд опоздал почти на два часа.


Задание 7.

Чем сложноподчинённое предложение отличается от сложноподчинённого и бессоюзного?

Указывая номер предложения, укажите, каким оно является: простым, ССП, СПП или БСП. Рядом начертите схему данного предложения.

  1. Из сада доносится пение и гомон птиц.

  2. В лесу слышится тонкий голосок малиновки а над полем разносятся звонкие трели жаворонка.

  3. В тёмной глубине чащи нежно белеют серебристые ландыши над болотцем ярко желтеют купавы.

  4. В лучах утреннего солнца сверкают верхушки огромных сосен и стройных елей стволы которых желтеют от потоков света.

  5. Радостно льётся лёгкий аромат весеннего воздуха над быстрым прозрачным ручейком.

  6. В низинах ещё стелется молочно-белый туман а на полянах начинают распускаться ромашки.

  7. Как и ранней осенью весной в лесу веет прохладой.

  8. Не только человек но и всё живое радуется весне потому что обновляется вся природа.


Задание 8.

Подчеркните грамматические основы, расставьте знаки препинания.

Гроза прошла и ветка белых роз

В окно мне дышит ароматом.

Ещё трава полна полночных слёз

И где-то гром вдали гремит раскатом…

Выучите стихотворение А. Блока наизусть.
Задание 9.

Расставьте знаки препинания. Начертите схемы сложных предложений.

Весь день мы шли сосновыми лесами. Шли без дорог перебирались через сухие болота, где нога тонула по колено в коричневых мхах.

Жара густо настаивалась на хвое. Устало никла трава пахло горячей сосновой корой и земляникой. В небе над верхушками сосен неподвижно висели ястребы.

Жара измучила природу. Казалось что лес тихо тлеет от солнечного зноя.

Мы отдыхали в густых чащах осин и берёз пробирались через заросли на сырые места и дышали грибным прелым запахом травы и корней.