Главная страница

Уроку русского языка во 2 классе по теме: «Правописание безударных гласных в корне слова» Тема урока Слова с безударными гласными в корне слова Тип урока Комбинированный



Скачать 103.32 Kb.
НазваниеУроку русского языка во 2 классе по теме: «Правописание безударных гласных в корне слова» Тема урока Слова с безударными гласными в корне слова Тип урока Комбинированный
Дата21.02.2016
Размер103.32 Kb.
ТипУрок

Технологическая карта к уроку русского языка во 2 классе по теме:

«Правописание безударных гласных в корне слова»

Тема урока

Слова с безударными гласными в корне слова

Тип урока

Комбинированный

Цель

Формирование умения видеть орфограмму в корне слова, проверять написание и уметь применять приобретенные знания в различных жизненных ситуациях.

Планируемый результат

Предметные умения

Универсальные учебные действия (УУД)

-сформировать умение различать слова с безударными гласными в корне слова;

-подбирать проверочные слова к словам с безударными гласными;

-расширить словарный запас учащихся

Личностные:

-осознание алгоритма учебного действия;

-способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Метапредметные:

-освоение умения принимать и сохранять учебную цель и задачи;

-планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и искать средства ее осуществления;

-формирование умения контролировать и оценивать свои действия, принимать на себя ответственность, проявлять инициативность и самостоятельность;

-вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок, высказывать свое предположение.

Познавательные:

-освоение умения подбирать проверочные слова к словам с безударной гласной;

-формирование умения использовать логические операции сравнения, анализа, обобщения, классификации, установление аналогий, отнесение к известным понятиям.

Коммуникативные:

-формирование умения сотрудничать с учителем и сверстниками при решении учебных проблем;

-принимать на себя ответственность за результат своих действий;

-наблюдать за действиями партнера, находить неточности и корректировать их.

Основные понятия

Орфограмма, корневая орфограмма, безударные гласные.

Межпредметные связи

Русский язык-развитие речи -литературное чтение.

Ресурсы:

-основные;

-дополнительные

Л.Ф. Климанова, Т.В. Бабушкина. Учебник «Русский язык» -2 класс.

Мультимедийное сопровождение урока русского языка «Слова с безударными гласными»

Организация пространства

Фронтальная работа, работа в парах.


Ход урока.


Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Обучающие и развивающие задания каждого этапа

Формируемые УУД

1. Мотивация к учебной деятельности

Включение в деловой режим. Устное сообщение учителя.

Готовятся к работе.

Долгожданный дан звонок

Начинается урок.

А теперь проверь, дружок,

Ты готов начать урок?

Все ль на месте?

Все ль в порядке?

Ручки, книжка и тетрадка?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

- У вас на партах две карточки (солнышко, облачко), поднимите ту карточку, которая соответствует вашему настроению. Я желаю, чтобы у вас всегда было хорошее настроение (Приложение).


Личностные: самоопределение роли ученика.

Коммуникативные: умение слушать и слышать.

2. Актуализация знаний и выявление индивидуальных затруднений.

Выявляет уровень знаний. Определяет типичные недостатки.

Выполняют задание, тренирующее отдельные способности к учебной деятельности, мыслительные операции (устные и письменные), учебные навыки.

- На прошлых уроках мы говорили об однокоренных словах. Какие слова называем однокоренными? А какие слова формой одного и того же слова?

- Мальчик написал предложение и сказал: «Выделенные слова родственные, так как лиса живет в лесу.»
Слайд 2

Дед Егор в густом лису

Встретил рыжую лису.

- Прав ли мальчик? Докажите.

- Обратите внимание на написание выделенных слов. Все ли здесь правильно?

- Написание каких букв вызвало у мальчика затруднение? (исправляем)



Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Регулятивные: прогнозирование.

3. Постановка учебной задачи.

Анализирует знания учащихся. Создает проблемную ситуацию.

Ставят цели, выявляют место и причины затруднения.

- Отгадайте загадку:

В небе молния сверкает,

Гром в раскатах громыхает,

Клонится к земле лоза.

Начинается … (гроза)

- Выполните слого-звуковой разбор слова «гроза».

- На что обратили внимание? (Написание безударной гласной в корне расходится с произношением)

- Сформулируйте тему урока.

- Чему мы будем учиться?

- Зачем мы будем этому учиться? (Постановка целей учащимися)


Познавательные: общеучебные -самостоятельное выделение, формулирование цели; умение добывать информацию из источников.

4. Построение проекта выхода из затруднения. (Совместный поиск путей решения проблемы)

Организует деятельность учащихся по исследованию проблемной ситуации.

Составляют план достижения цели и определяют средства (алгоритм, модель и т.д.)

  1. Запись на доске:

В солонке соль. Надо солить суп. На тарелке солёный огурец.

- Прочитайте предложения.

- Что заметили в предложениях? (Есть однокоренные слова)

- Выпишите эти слова, выделите корень, поставьте ударение над словами.
Слайд 3

Солонка, соль, солить, солёный.

- Какое слово лишнее? Почему? (В слове «соль» гласная под ударением, в остальных словах гласные в корне безударные)

-Найдите слово, в правильном написании которого вы не сомневаетесь.

(соль)

- Почему?

- А почему сомневаетесь в остальных случаях?

- Как быть?

- Слово «соль» является «проверочным»

- По какому принципу мы определяем, что это проверочное слово? (Хорошо слышно)

- А почему хорошо слышно? (Под ударением)

- Давайте проверим. Сопоставим написание и произношение под ударением и без ударения.

- Слова «солонка», «солить», «солёный» являются проверяемыми.

- Какой вывод можно сделать?

Вывод: Безударный гласный в корне можно проверить, подобрав проверочное слово. Гласная пишется такая же, как под ударением в проверочном слове.

- Какое проверочное слово надо подбирать? (однокоренное)

- Подбор в качестве проверочного однокоренного слова – это один из способов проверки безударного гласного в корне.

На доске:

дом – дома

совы - сова

- Прочитаем пары слов. Что можно сказать об этих словах? (Это формы одного и того же слова)

- Запишите пары слов. Подчеркните в каждой паре те слова, которые являются проверочными.

– Какой можно сделать вывод? (Безударные гласные в корне можно проверять изменением формы слова – 2 способ)

- Итак, назовем еще раз способы проверки безударных гласных в корне слов

Слайд 4

Способы подбора проверочных слов
-подбираем однокоренное слово:

-изменяем форму слова:

звонок – звон мосты – мост

шагать - шаг стена - стены

- Все ли гласные нужно проверять? Приведите примеры (Дети приводят примеры слов с различными гласными в корне, наблюдают и сравнивают произношение и написание)

- Какие гласные звуки надо проверять? (а, о, и, е, я)

Составление алгоритма проверки слов с безударными гласными. (Слайд 5)

  1. Читаю слово.

  2. Определяю ударение.

  3. Подбираю однокоренные слова.

  4. Выделяю корень.

  5. Подбираю проверочное слово.

  6. Пишу гласную.

Физминутка.


Регулятивные: планирование.

Коммуникативные: сотрудничество в поиске и выборе информации.

Познавательные: моделирование, решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование.

5. Реализация построенного проекта.

Организует реализацию построенного проекта в соответствии с планом.

Работают в соответствии с составленным планом.

Работа по карточкам.

Прочитайте, вставьте пропущенные буквы. Спишите.

Фронтальная проверка. Оценивание на этапе. (Наблюдения учителя и выявление недочетов для коррекции.)

Коммуникативные: умение слушать и слышать партнера, видеть ошибки, контролировать себя и партнера.

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Устанавливает осознанность восприятия. Первичное обобщение.

Выполняют задание с объяснением.

-Ребята, я вспомнила, когда я шла к вам на урок, мне в ладошку взъерошенный воробушек положил записку и попросил передать вам.

Слайд 6.

«У нас в соду растут диревья. Витя взял ножик и стал выризать своё имя на каре. Помогите! Варобей.»

Прочитайте.

-Приятно ли вам было читать записку? (Да, нет.)

-Почему «Да»?

-Что взволновало воробья?

-Как вы оцениваете поступок Вити?

-Почему «Нет»?

-Ну, а сейчас давайте исправим ошибки.


Регулятивные: контроль, оценка, коррекция.

Коммуникативные: умение слушать и слышать партнера, видеть ошибки, контролировать себя и партнера.

7. Самостоятельная проверка с самопроверкой по эталону.

Организует деятельность по применению новых знаний.

Самостоятельная работа. Осуществляют самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном.

  1. Работа с учебником. Выполнение упр. 15 с. 67

Доп. задание:

- В каждой группе подчеркните слова, которые являются проверочными.

Проверка выполнения задания

- Во всех ли группах подчеркнули проверочные слова? Почему? (Есть слова, в которых безударный гласный проверить нельзя)

- Как называются эти слова? А как все-таки проверить их написание? (по словарю)

2. Работа в группах.

Задание для 1-й группы



Задания 2-й группе:



Проверка выполнения задания

Слайды 7,8
3. Игра «Собери грибы»

Слайд 9

- Какие бывают грибы? (съедобные и несъедобные)

- Приведите примеры съедобных (несъедобных) грибов.

- Какие вы знаете правила сбора грибов.

- А теперь поиграем. Будем собирать грибы, нажимая на кнопку «корзинка», а потом на кнопку «грибок».

На слайде слова: сова, волчата, змея, лосиха, лиса, медведь

- Что объединяет эти слова?

- Какое слово лишнее?


Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения, самооценка

8. Рефлексия деятельности. Итог урока.

Организует рефлексию.

Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия

- Давайте еще раз вспомним, о какой орфограмме шла речь.

- Какие гласные в корне требуют проверки?

- Как вы подбирали проверочные слова?

-Все ли понравилось на уроке?

-Кого бы вы похвалили?

-Кому помогли?

- В начале урока вы показывали карточки, отражающие ваше настроение.

- А какое настроение у вас теперь? Поднимите соответствующую карточку (солнышко или облачко)


Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Регулятивные: самооценка.