Главная страница

В. Г. Распутин



Скачать 317.37 Kb.
НазваниеВ. Г. Распутин
Дата24.02.2016
Размер317.37 Kb.
ТипДокументы

Введение.
«Малая родина дает нам гораздо больше,

Чем мы в состоянии осознать.

Человеческие нащи качества, вынесенные

Из детства и юности, надо делить пополам:

Половина от родителей, и половина от взрастившей нас земли».

В.Г.Распутин.

Отечество – единственная, уникальная для каждого человека родина, данная ему судьбой, завещанная его предками. Великая страна складывается из небольших уголков, и каждому человеку дорого место, где он родился и вырос. Мы должны знать свою историю. А чтобы знать историю своей малой родины, ее надо изучать, исследовать.

Прислушайтесь к мелодии родной земли!

Чудятся ли вам тягучие сочные восточные напевы? Барабанный грохот раскаленных копыт по выжженной солнцем земле? Многоголосьем врывающиеся в мелодию гомон птиц, посвист нагаек и торжествующие отрывистые крики воинов диких племен?

Тишина. Ритмичные всплески весел по воде, шелест камышей и разносящийся далеко вдоль реки колокольный звон. Чтобы услышать и узнать мелодию своей земли, не надо обладать

абсолютным музыкальным слухом, нужно иметь в себе духовно-нравственный слух, понимание великой гармонии Времени. Памяти.

Мы должны не только оставить потомкам то, чем владеем сами, но и попытаться отыскать и воссоздать утерянное, забытое, стертое.

Изучение исторического прошлого, разгадка его тайн, является основой патриотизма, побуждает искать, изучать свои корни, живя в настоящем, строить будущее.

Мне хочется познакомить со своими исследованиями как можно больше людей, чтобы они помнили свою историю, ценили и дорожили ею. В этом заключается практическое значение работы.

Цель нашей заочной экскурсии: показать красоту родной земли, познакомиться с историей края. Для достижения цели поставлены следующие задачи:

  1. Изучить условия жизни жителей села.

  2. Исследовать интересные объекты культурного и природного наследия.


Объект № 1.

Название - Самый древний «житель».

Категория – природный объект

Больше миллиона лет назад происходило развитие человеческих рас. В этот период времени на земле резко похолодало. На Скандинавских горах в Европе образовался мощный ледник, толщиной до двух километров. Ледник сползал на юго-восток и всё уничтожал на своём пути. Всего оледенений было три. Оледенение закончилось на территории нашего района, на правом берегу реки Медведица. Высота льда была 200 метров. Затем началось потепление. Ледник растаял 18-20 тысяч лет назад. Это изменило растительный и животный мир. Постепенно вместо тропических животных сформировались современные животные и растения…

По останкам некоторых животных, главным образом моллюсков, живших в морях разных эпох (такие остатки называются руководящими окаменелостями), судят о размерах и границах бывших морей. Некоторое представление об этом же дает распространение береговой линии древних морей, которая узнается по присутствию окатанных камней – гальки и гравия. Такие окатанные голыши можно встретить и высоко в горах, и на равнинах, в стенках оврагов и балок. Слегка закругленные камни – валуны – свидетельствуют о бывшем оледенении. В Волгоградской области они распространены к северо-западу от реки Медведица.

В нашем селе есть такие камни, свидетельствующие о бывшем оледенении. Самым большим из них является валун - «белый камень» (прозванный так в народе). Он расположен в западной части села, недалеко от церкви Архистратига Михаила.

Сколько раз здесь бушевали волны разных морей, сколько раз моря опять становились сушей! Каких лесов, каких зверей здесь не перебывало! Даже великий ледник дополз до Волгоградской земли. Край ледника простирался вдоль реки Медведицы и доходил до того места, где теперь город Серафимович. На окраине ледника и к югу от него бродили шерстистые носороги, мохнатые мамонты, гигантские олени и гроза первобытного человека – пещерные медведи. В Заволжье в ту пору бушевало огромное море – сначала Хазарское, а позднее Хвалынское. В эпоху последнего моря, приблизительно 70 тысяч лет назад, появляется здесь первобытный человек древнекаменного века, одетый в звериные шкуры, с дубиной и каменным топором в руках…


После небольшого перерыва, когда материки освободились от вод Верхнеюрского моря, началось новое затопление суши. Это случилось в меловом периоде. Возникшее, так называемое Верхнемеловое море, было теплым и самым большим и глубоким из всех морей, бывших на континентах.

Это море оставило после себя след в виде мощных отложений мела, которые во многих местах нашего края выходят на поверхность земли… Недалеко от нашего села тоже есть свидетельства мелового периода, в селе Старый Кондаль – большая меловая гора.
Объект №2 .История возникновения села Лопуховка.

Горсть земли от родного порога,

Как сильна ты, как весишь ты много!

Ты моей управляешь судьбою:

Ведь Россия стоит за тобою.

И. Ханаев.

Село Лопуховка было волостным центром Камышинского уезда, Саратовской губернии. Оно расположилось на правом берегу реки Медведица и подходящему к ней небольшому оврагу Зайки. Лопуховка – село большое, раскинувшееся в шесть порядков вдоль оврага Зайка. Одна из главных улиц тянется на пять вёрст. Эти земли были пожалованы в 1691 году боярину Льву Кирилловичу Нарышкину. И начали заселяться русскими крестьянами из Пензенской, Воронежской и других губерний около 1950-60г.

За время своего существования село Лопуховка переменило несколько названий. По сохранившимся документам и записям в работах краеведа Минха, село называлось сельцом Никольским, Зайкой, Нижней Заевкой. Окончательно укрепилось название Лопуховка (предположительно по фамилии купца Лопухина).

На территории села Лопуховка встречаются южно – русские диалекты, которые характеризуются «акающим» наречием.

По земской переписи 1886 года в Лопуховке значится 736 домохозяев, 4297 жителей, в основном – крестьяне, великороссов, православных, среди них грамотными были 321 мужчина и 16 женщин. Жилых строений -788, из них каменных -5, деревянных -767, сырцевых и мазанок -16, крытых железом -2, тесом – 8, соломой -778; промышленных заведений -27, кабаков -4, лавок -7. У крестьян: плугов -112, сох – 749, лошадей рабочих и нерабочих -948, волов -372, коров и телят - 1362, свиней -146.

В селе функционировала церковь, школа, базар и ярмарка; базары бывали по субботам. Торговали хлебом, ситцем, мясом, рыбой, горшками.

Кроме двух церковно-приходских школ, в селе была еще земская школа. Она размещалась под одной крышей с волостным правлением и рассчитана на 50 человек, но училось в ней около 90 крестьянских ребятишек. Школа тесна для такого большого села, поэтому в селе стихийно образовывались небольшие так называемые «школики» для малограмотных людей – «землюков», как их называли в народе…

Моё родное село Лопуховка расположено на правом живописном берегу Медведицы. Я испытываю необыкновенную гордость, что моё детство проходит рядом с великолепной, ласково манящей рекой, имеющей богатую историю. Вам будет очень интересно узнать больше о ней.
Объект № 3. На берегах родной реки.

Медведица берет своё начало на отрогах Приволжской возвышенности, в 14км северо-восточнее станицы Бурасы, близ села Медведица, что в Саратовской области. Длина реки 745 км, из них 324 приходится на территорию Саратовской, а 421 – на территорию Волгоградской области. Общая площадь бассейна Медведицы около 35000 кв. км. Её долина в верховьях неширокая, но в среднем течении достигает в отдельных местах 10 – 12 км, в низовьях же она еще шире. Ширина самой реки в пределах Волгоградской области колеблется от 50 до 90 метров, а местами 110 – 130 метров.

Это самая крупная река в Руднянском районе. Она протекает по восточной границе с Жирновским районом на расстоянии около 38 км. И по юго-восточной границе с Котовским районом на расстоянии около 18 км. Медведица – левый приток Дона. Медведица с притоками Терса и Арчеда протекает по территории четырёх районов области.

Изображение и название реки Медведицы на карте России впервые отмечены при первом царе династии Романовых, Михаиле Фёдоровиче, в 1622 году.

“Река Медведица протекает Камышинским уездом на протяжении 60 вёрст, в северо-западной его части, входя сюда из Аткарского уезда у села Жирного (Нижне – Добринской русской волости)…. Ширина этой реки в Камышинском уезде доходит до 40 сажень в меженную пору. В половодье же, в некоторых местах – до 3,5 вёрст. Глубина реки здесь в обыкновенную пору не более одной сажени, но во время разлива, с половины апреля и до исхода мая, уровень воды поднимается до пяти саженей. Правый берег Медведицы вообще выше левого. Но возвышенность его только в немногих местах достигает до 30 сажень; левый берег большей частью отложист и на всём протяжении по уезду обилен озёрами. Приречная земля принадлежит к плодороднейшим, и все селения, расположенные по Медведице и её притокам, производят огромное количество хлеба разных родов…

Важнейший из притоков в уезде: Карамыш, Перевозинка, Добринка, Бурлук с левой стороны. Терса со значительным притоком Щелкан и Тишанка (на границе Донского войска) с правой.

Медведица со своими притоками не судоходна, но служит движущей силой для многочисленных мукомольных мельниц.

Пойма реки была покрыта непроходимыми лесами, после весеннего половодья в зарослях тальника, камыша оставалось много ериков, небольших озёр, прудов и заливов. Прибрежные леса, приовражное разнотравье, заливы и притоки реки с богатыми угодьями, бобровыми гонами, звериными, рыбными и птичьими ловлями привлекали людей: понизовых бурлаков, беглых помещичьих и монастырских крестьян, обеспечивали их пищей.

Притесняемые центральными, окружными, волостными властями, беглые жили в шалашах, речных буераках, глухих лесных чащобах. Это подтверждается сохранившимися до наших дней на Медведицких землях искусственными курганами-могильниками, глубокими ямами, речными рытвинами.

У станицы Глазуновской Михайловского района, на береговом склоне Медведицы в 1961г. с глубины пяти метров была извлечена долбленая лодка семи метров длиной. Анализы показали, что лодке 1,5-2 тысячи лет. Здесь же, в Глазуновских курганах, обнаружены погребения людей, живших в этих краях около 5-ти тысяч лет тому назад. При раскопках найдены украшения, посуда, орудия труда и другие предметы древнего быта обитавших здесь племён.

Помнит Медведица беглых с Воронежских верфей Петра Первого, скрывавшихся в речных буераках и набережных оврагах, видела жизнь поселенцев-малороссов с Украины, свободно селившихся на землях речного края.

В районе г.Жирновска берег Медведицы прорезан Большим Каменным оврагом, где на протяжении двух километров вскрываются геологические пласты, формировавшиеся от 300 миллионов лет назад и почти до настоящего времени. Разрезы Большого Каменного оврага изучались многими геологами. Мало таких мест, где на протяжении нескольких километров можно пронаблюдать смену пород от каменноугольных до верхнемеловых.

По склонам оврага встречаются валуны кристаллических пород – кварциты, граниты, зелёнокаменные породы, которые были принесены ледником. Граница максимального оледенения проходила приблизительно в районе современной долины реки Медведицы.

Столь же интересные обнажения можно наблюдать и в Малом Каменном овраге, который впадает в Медведицу в полутора километрах выше по течению от Большого Каменного оврага.

Сколько ещё неразгаданных тайн хранит Медведица – река истории…

Незначительная заселённость края способствовала существованию по берегам Медведицы богатых охотничьих и рыболовных угодий. В “Географическом описании обитаемой земли Войском Донским” за 1791г. говорится, например, что в лесах по Медведице у станиц Арчединской, Раздорской, Етеревской, Орловской, Заполянской, Малодельской и Берёзовской, водятся медведи.

Следует подчеркнуть, что этот хищник в других местах Области Войска Донского в то время практически не встречался. Но уже в книге “Статистическое описание земли, составленное в 1822-32 годах” отмечено, что медведь из наших краёв, “удалился совсем”.

Кто знает, не из-за обилия ли медведей в бассейне реки в прошлом и получила она своё наименование?

В древности долина Медведицы была покрыта дремучими лесами. В настоящее время они почти полностью уничтожены. И лишь время от времени извлекаемые со дна реки огромные стволы морёного дуба напоминают о былом великолепии здешних лесов. Точных сведений об их состоянии в прошлом сохранилось мало. Первая перепись медведицких лесов была осуществлена в 1700 году, когда по указу Петра 1 обследовались донские притоки. Документы свидетельствуют, что уже тогда лесные массивы по Медведице сильно изрежены. Общая площадь их по современной мере составляла около 9940 га. Леса, годного на постройку кораблей и стругов, уже не оставалось; был только дровосечный. Наиболее обычны были в нём дуб, карагач, тополь, ива. В это же время составлена опись казачьих городков по всей реке. Они начинались с Бурлуцкого городка, поставленного в устье реки Бурлук, и заканчивались Усть-Медведицким городком. Всего их было шестнадцать, и в них в 1700 году проживало 604 взрослых казака и 557 бурлаков.

Ныне скромнее выглядят лесные массивы берегов Медведицы, заметно уменьшились размеры и богатства реки.

Много помнит тихая и спокойная Медведица. Ели бы умели мы понимать язык её вод, то наверняка поведала бы она нам о первопоселенцах – отчаянных молодцах, бежавших сюда за лучшей долей из боярской неволи.

Помнят её берега восставших казаков из отрядов Кондратия Булавина, помнят героическую оборону станицы Берёзовской под руководством старшины Кульбакова против разноплеменных банд Емельяна Пугачёва…

Как говорят исторические факты, в 1590 году волжский атаман Микита Болдырь “изымалъ” Греню Щеголева, разбойничавшего на реке Медведице, и привёл в Саратов. Уже тогда существовало волжское казачье войско в 1000 человек, несшее сторожевую службу.

Но она и сейчас привлекает людей своей красивой природой. В пойменных лесах встречается заяц, лиса, енот, выхухоль, горностай, переселенец-лось. То тут, то там можно видеть поваленные бобрами деревья. На гнездование в Медведицкие края прилетают утки, лебеди и другая водоплавающая птица. Ловится здесь лещ, окунь, густера, местами вылавливаются крупные сомы, есть сазаны, щуки.

Каковы бы ни были по размерам и значению естественные водные источники, все они – часть окружающей среды, которая ждёт от нас разумных “правил поведения”, бережного к себе отношения.

Из всех наших речек Медведица в большей степени подходит для спокойного отдыха, вдумчивого, неторопливого общения с природой. В наш век техногенной цивилизации она сумела сохранить и тихий шелест листвы на прибрежных тополях, чистоту вод, и весёлый гомон птиц.

Много есть мест по Медведице замечательных и интересных. Песчаные отмели, солнечные пляжи, пойменные луга, терновые заросли, глубокие омуты – рыбацкое счастье. Словом, места тут для отдыха и рыбной ловли самые подходящие.

“Как жилочка на руке, с живыми ключиками в сердце, петляет моя небольшая речка Медведица по солнечным просторам родной земли.

И родилась вроде бы из ничего, из медвежьего буреломного логова, и течёт тихо и скромно, а вот, поди ж ты, жизнь дала скольким хуторам, станицам, сёлам да городам. Ах, Медведица, Медведица!

Пескари на песчаном дне, краснопёрки в камышовых заводях да берега в медунице с ландышами.

Проложила ты русло свое по моему сердцу”.

Приглашаем и Вас, читатель, полюбоваться нашей красавицей во всём величии её зелёного убранства. Мы всегда готовы показать красоту и природные богатства нашей Медведицы, а также рассказать много интересного.
Объект №4.

Жизнь односельчан. Школьный краеведческий музей.

Основные занятия крестьян.

Возрождение русского государства не может произойти без возрождения русской духовности. А русский дух живет в традициях, нравах и обрядах наших предков.

Основным занятием жителей Лопуховки было земледелие и скотоводство. Каждые три года происходил передел земли по жребию. В сельском хозяйстве основные возделываемые культуры были:

  1. Зерновые – пшеница, рожь, просо, овёс, ячмень.

  2. Технические – подсолнух, конопля, лён.

  3. Бахчевые – арбузы, дыни, тыквы.

В каждом дворе было много животных и птицы. Держали коров,быков, лошадей, овес, свиней и кур (гусей и уток не было). В общественное стадо весной нанимали пастухов на три стада: коров, овец, свиней.

Каждый вечер все стада пригоняли домой. Большинство крестьян были середняками, но были и очень крепкие кулацкие хозяйства, были и безлошадные. Удел бедняков – батрачество на кулаков или же сезонные отхожие заработки на стороне. На заработки ходили в казацкие станицы, расположенные пятьюдесятью километрами южнее от села, в имение помещика Рогожина за 30 км на юго-запад или к помещику Ковалеву в село Митякино, которое расположено в 6 км на север, а также по правому берегу реки Медведицы.

Крестьяне носили в будние дни домотканую одежду. Почти в каждом доме был ткацкий станок, при помощи которого из конопляного волокна делали полотно. Сажали коноплю на огороде соток 10-20. Эти посевы назывались конопляниками. Это название сохранилось до сих пор. Первыми созревали мужские растения – поскань. Ее убирали раньше (в нем нет семени), из поскани получали более качественную ткань. Потом коноплю в снопах замачивали в речке, чтобы волокна отделились от стебля, затем сушили, мяли на мялках (стебель ломается, а волокна остаются), трепали, толкли в ступе, чтобы размякло, чесали гребенкой и пряли. Остаток – пакля – шел на веревки. Потом чесали, замачивали холст, на снегу или траве отбеливали (выгорание на солнце). Из семян конопли изготовляли масло, которое шло в светильники и в пищу…

В Лопуховке также был кожевенный промысел. Выделывали кожи и овчины для изготовления зимней одежды – тулупов и полушубков. Кожа ещё широко применялась для пошива сапог. Вся конская упряжь тоже из кожи. Работа скорника была очень трудоемкая…

Процветал валяльный промысел, так как главная обувь зимой была валенки…

Всё сельское хозяйство держалось на работе кузнеца. От изготовления подков для лошадей до самых сложных изделий и домашней утвари. Главные орудия труда: молоток, молот, щипцы и наковальня. Лопуховские кузнецы: Колебаев Иван Кузьмич, Иванов Николай Никифорович. До сих пор в старых домах можно встретить кованые дверные ручки, петли, гвозди, бороны. Плотники тоже были востребованы на селе. Лопуховские печники-умельцы, знающие своё дело без работы не сидели. Русские печи и появившиеся позднее «голландки» требовали своеобразного искусства. Желательным считалось сочетание таких качеств: чтоб и тепло держалось, и дров меньше тратилось, а хорошая тяга уж само собой. Некоторые печи топили в самые лютые холода раз в сутки, а то и вдвое. Позабыт ни с чем несравнимый вкус борща, топлёного молока с золотистой плёнкой, аромат пахнущих хлебов и прочих разносолов, приготовленных в русской печке.

Были у нас и мастера по изготовлению бочек, кадок, баклажек для хранения воды, квашней для замеса теста, ведер… А также занимались плетением корзин, изготовлением колёс для телег...

Что ещё было привлекательного в Лопуховке?

Ярмарка.

В сентябре на христианский праздник Воздвиженья в Лопуховке проходила ярмарка. Она была больше недели. В первые ярмарки дни продавали скот. Из разных мест съезжались за скотом купцы. Заранее строили загоны. Они были разборные и хранились в соседних домах с предыдущей ярмарки. Продавались быки, коровы, свиньи, молочные козы. Скота было много и продавали все дешево. Цену выжигали на боку животного, чтобы не обманывали. В конце продажи формировали три стада – быки, коровы и молодняк – и гнали на место назначения. Рядом с Лопуховкой проходили 2 торговых шляха по маршруту Белые Пруды – Рудня, Белые Пруды – Матышево.

Загоны разбирали и начиналась ярмарка. Строили большой балаган – харчевню, варили в больших котлах щи с мясом. Ели и гости, и местные жители. Активно шла торговля рыбой, мясом, кренделями, пряниками, изделиями ремесла, фруктами, овощами…На ярмарке были и развлечения: карусели, гонки на лошадях, перетягивание каната, кулачные бои. Кулачки проходили на Русалки, когда цветёт вишня, где-то в конце мая.

Граница между сёлами проходила чуть ниже кладбища, здесь и проходили встречи. Нанимали бойцов, становились стеной и сходились. Своеобразный вид спортивных состязаний. В кулачных боях были строгие правила – лежачего не бить, дрались только трезвые… Знаменитые бойцы: Яков Дунин, Беляков Иван Никифорович, Шурыгин Иван Данилович.

Конечно, описать всё, чем жили наши предки мы не в силах. Их жизнь была насыщена событиями.
Лопуховка в 30-е годы.

В первые годы индустриализации в сельском хозяйстве получили развитие простейшие формы кооперации.

Рост колхозов в 1928-1929гг. шел главным образом за счет простейших форм объединения – товариществ по совместной обработке земли (тозов), в которых обобществлялись только земля и труд, а рабочий скот и сельскохозяйственный инвентарь оставались в частной собственности крестьян.

Затем тозы стали переходить к более высокой форме объединения – к сельскохозяйственным артелям. С конца 1929 года началась массовая коллективизация. К маю 1930г. Тозов стало меньше, чем сельскохозяйственных артелей (колхозов).Для руководства колхозами присылали из городов подготовленных рабочих (двадцатипятитысячников). По свидетельствам старожилов, в с. Лопуховка в 1926 году образовалось товарищество по обработке земли (тоз). Первыми членами были Копков Яков Ив., Спиридонов К., Куранов В.Н., Куранов И.Н. и др. И финансово - кредитное товарищество, председателем которого был Тундин (приезжий). В 1927 г. в Лопуховку был прислан первый трактор «Фордзон». На нем первыми трактористами были Москвичев И.В., Мусацков А.А. Была одна молотилка, которую отремонтировал и приспособил Москвичев В.Х.(он же был и за бригадира). Этим первым трактором пахали и молотили людям. После тоза в Лопуховке образовался колхоз (возможно в 1929г).Об этом свидетельствует статья «Колхозники Лопуховки, Егоровки, Ильменя показали пример боевой выдержки» (статья посвящена смотру готовности к севу), напечатанная в районной газете «Колхозная правда»№4 за 23 марта 1930 года. В этой статье отмечается, что 21 марта Лопуховское отделение провело генеральный смотр подготовки к севу. Утром половина десятого ударили в колокола. Быстрым шагом бригада за бригадой, в организованном порядке, с сельскохозяйственным инвентарем, продуктами, котлами и другими необходимыми принадлежностями с красным знаменем двинулись на площадь. В течение 40 минут все были в сборе, все на своем месте, по свидетельству сельчан около Михайловской церкви. В этой статье указано, что такие же пробные выезды конно-бычьей колонны прошли в Старом Кондале, Ушинке, Терехино.

В Лопуховке затем стало три колхоза: «7 съезд советов», «Путь к коммунизму», и «19 лет РККА», которые существовали до ноября 1950 года. В 1950 году они объединились в один колхоз «Путь к коммунизму», первым председателем которого был Гатыжский Василий Николаевич.

5 июня 1929 года Совет труда и обороны принял постановление «Об организации МТС». В Лопуховке тоже была организована МТС.

С созданием на базе колхозов совхоза «Лопуховский» в апреле 1957 года Лопуховская МТС прекратила свое существование. Она вошла в состав совхоза.

Объект № 5. Нестареющая керамика. Школьный краеведческий музей.


Слово «керамика» происходит от греческого «керамос» - глина, а потому оно означает любое изделие из обожженной глины.

На территории нашего края люди появились достаточно давно – примерно 100 тысяч лет назад. Заметили древние люди, что в глине после дождя остаются отпечатки следов, а в них скапливается вода. Когда же глина высыхает, то следы становятся твердыми. Используя это свойство глины, люди стали делать из нее различную посуду. Прошло немного времени, и стало известно еще одно свойство глины – побывав в огне, она становилась еще более прочной т плотной. Так появились в глубокой древности изделия из обожженной глины – первая керамика. И сразу же получила широкое распространение.

Так, в Лопуховке церковь Николая чудотворца была построена в 1814 году. После закрытия 15 ноября 1933г. Долгое время в ней находилась машинно-тракторная мастерская. Прочность конструкций не позволила разрушить этот архитектурный памятник старины.

Пройдя через многие тысячелетия, керамика сыграла в истории человечества важную роль. Благодаря керамике мы можем любоваться многим архитектурным памятникам, которым уже не одна сотня лет. На территории нашего поселения есть еще один храм, построенный из красного кирпича. Это церковь Архистратига Михаила, которая находится в западной части села, построена она в 1879 году.

Возникает чувство гордости за то, что моя малая родина обладает такими сокровищами. И мы имеем возможность прикоснуться к этим памятникам истории.

Шли годы… Глина всегда оставалась на службе человека.

Кувшины, корчаги для кипячения белья и квашения, жбаны для кваса, глиняные глубокие миски для пышек, блинов, вареников. Эту характерную для нашего края посуду можно увидеть теперь в школьном краеведческом музее. Еще в начале прошлого века мои односельчане активно использовали в быту изделия из обожженной глины.

Наличие залежей гончарной глины послужило причиной развития гончарного ремесла. За Лопуховкой находится карьер, где есть гончарная глина. Она особенная по составу, так как в ней 30 процентов алюминия и по своему виду похожа на цемент. Делали замес в соотношении 1 к 3 (глина и песок).

В глину добавляли самый мелкий песок с берегов Медведицы. Замес делали на брезенте или прямо на полу, рассыпав слоями глину, песок, добавив воду. Месили очень тщательно ногами, растаптывали блином, затем, завернув вполовину, топтали до образования однородной массы. Готовая глина должна напоминать тесто и легко отставать от рук.

Кстати, в нашем селе во многих дворах был гончарный круг, и сделать простую нехитрую посуду было обычным делом. Этому учили мальчиков с 6-7 лет - «ставили руку». Ну а посуду необычной формы делали профессионалы-гончары. Гончар брал шар глины, помещал на грибок гончарного круга, вытягивал изделие. Затем горшок ставили на просушку под навес, после чего подростки отшлифовывали керамические изделия камнем – голышом, уплотняя верхний слой глины до появления блеска. Лощеную посуду можно было смело использовать в хозяйстве.

В специальных местах строились печи-горны, куда и складывали изготовленную таким образом посуду. Печь топили обязательно дровами, сначала большие пни для постепенного увеличения температуры. Наша глина легкоплавкая, но изделия из нее долговечны, при варке пищи могла служить 4-5 лет. Для увеличения срока службы в конце обжига в горн бросали сосуд с отработанным маслом от двигателя внутреннего сгорания. Горшки становились черными и прочными. Хорошая керамика издавала звонкий звук при постукивании, глухой звук означал, что сосуд дал трещину.

Процесс создания керамических изделий отражается в русской народной загадке: Был я на копанце,

Был я на топанце,

Был я на кружале,

Был я на пожаре,

Был я на базаре.

Продавали готовую продукцию по всей округе на ярмарках – в Елани, Самойловке, Вязовке, Матышеве, Рудне, Жирновске.

Ярмарка, ярмарка,

Огневая, яркая,

Плясовая, жаркая.

Глянешь налево,

Лавки с товаром.

Глянешь направо,

Веселье даром.

Плешаков Андрей Фёдорович, Бардихин Фёдор Михайлович, Кордаков Семён Меркулович, Парамонов Пётр Савельевич – самые лучшие гончары нашего села Лопуховка. До сих пор в домах можно найти изделия этих и других мастеров.

Специалисты-психологи установили, что керамические изделия создают в доме уют, хорошее настроение, душевный покой. Если в вашем доме нет керамики, подумайте о ее приобретении.

Объект № 6.

Культовое зодчество. Церковь Николая Чудотворца.

С моста идет дорога в гору,

А на горе, какая грусть,

Лежат развалины собора,

Как будто спит былая Русь.

Н. Рубцов.

На обширной территории Волгоградской области, на берегах ее рек раскинулись города и множество старинных поселений со своей особой красотой. Рождение их, как правило, начиналось со строительства храмов.

Церкви в Лопуховке представляют собой небольшие здания, выстроенные по одному композиционному принципу, являются типичными образцами провинциального классицизма. Зодчие, возводившие их, предпочитали трехчастную композицию, где главная часть – двухсветный четверик, перекрытый сомкнутым сводом, опирающимся на него куполом. У каждой церкви свои художественные особенности. Церкви обращены алтарями навстречу возникающему дню. У нее есть глава, под главой шея барабана, плечи. Окна были очами храма (об этом свидетельствует сама этимология слова «окно»). Над окнами были «бровки».

Церковь Николая Чудотворца в Лопуховке (1814) построена вместо деревянной (1774) на средства прихожан. Расположена она на краю села, в его восточной части. Особенностью этого небольшого храма является расположение трехосной трапезной. В ней сильно выражена поперечная ориентация. К четверику с востока примыкает тяжелая полукруглая апсида. Ненамного превышает высоту главного четверика колокольня. Над двусветным четвериком храма поднимается высокий сомкнутый свод, прорезанный со всех сторон, кроме восточной, мокарнами. Мокарны усиливали пластическую выразительность купола. Финальным акцентом в композиции храма служит четырехгранный фонарик с маленькой главкой.

Рустованные лопатки на северном и южном фасадах образуют наложенные на стены портики с треугольными фронтонами. Над каждым из них – по большому сегментному окну. Остальные окна на храме имеют одинаковую прямоугольную форму и выровнены по горизонтали по одной линии.

Основной декоративный элемент в Никольской церкви – руст. Им отмечены углы храма. Ленточным рустом покрыты стены второго яруса колокольни.

В интерьере сохранились фрагменты живописи. В медальонах в простенках между окнами изображены евангелисты. Хотя живопись сильно загрязнена, все же можно отметить ее хороший профессиональный уровень.

В 1799 году в церкви было 6 000 прихожан (по данным архива Саратовской епархии). В 1866г. Умер священник Иоаким Красноярский и сюда переехал отец Федор Кунчеров из Петровского уезда. В 1875 г. Старостой был М.И.Плотников, подаривший своей Никольской церкви плащаницу из шитого серебром бархата и 2 подсвечника, всего на сумму 375 рублей. (По информации пресс-секретаря Митрополита Волгоградского и Камышинского Германа С.М.Иванова).

После закрытия церкви 15 ноября 1933 года долгое время в ней находилась машинно-тракторная мастерская. Многие односельчане рассказывали, что её пытались несколько раз разрушить – взрывали, тянули за стены тракторами, но всё напрасно. Прочность конструкций не позволила разрушить этот архитектурный памятник старины…
Объект № 7.

Культовое зодчество. Церковь Архистратига Михаила.

В полосе вишневого заката

Белый храм возносится куда-то.

Мудрый, как ушедшие века.

Люди шли сюда издалека.

Церковь звоном прадедов сзывала…

Церковь Архистратига Михаила в селе Лопуховка построена в 1873 году, стоит на пустыре в конце села, в его западной части. В облике села вместе с церковью Никола Чудотворца (1814) на восточной окраине она играет важную градостроительную роль. Вертикали колоколен этих церквей определяют силуэт села и закрепляют общую его композицию с обеих сторон. Они образуют живописный архитектурный комплекс села.

На использование традиций классицизма в этом храме указывает то, что плоскости стен храма, трапезной и алтаря подчеркнуты филенками, нишами. В колокольне же дают о себе знать древнерусские мотивы (кокошники, килевидные обрамления порталов, амбразур звонов.) Внутри углы четверика срезаны. Пространство его перекрыто лотковым сводом, что было характерно для ранних памятников. Храм с трапезной соединяется очень широкой аркой, за счет чего пространство воспринимается единым. Алтарная же часть отделяется от основного пространства тремя узкими и низкими арками. Храм украшают росписи в хорошем состоянии. Сюжетные композиции выполнены в академической манере второй половины 19 века. В росписях используются произведения итальянских художников. Так, в алтарной конхе – «Тайная вечеря» Леонардо да Винчи - выдающегося живописца эпохи Возрождения. Эта монументальная фреска, созданная в 1495-1497гг. на стене трапезной монастыря Санта-Мария деле Грацие в Милане, трактует мифическую сцену последней трапезы Христа с учениками, когда верные своему учителю люди узнают, что среди них находится предатель. Это произведение оставляет неизгладимое впечатление.

Росписи выполнены на профессиональном уровне, несомненно, одаренным художником.

Закрыта Михайло – Архангельская церковь 15 мая 1940 года.

В целях сохранения культурного наследия Волгоградская областная Дума своим постановлением от 5июня 1997 года утвердила список памятников истории и культуры на территории области, подлежащих государственной охране.

По Руднянскому району в этот список включены и наши церкви. Они ждут реставрации. Нужно сохранить то малое из богатого наследия, что чудом дошло до нынешнего поколения и должно служить последующим.

Хотелось бы, чтобы замечательные храмы были восстановлены, чтобы из расположенной рядом звонницы, как в добрые старые времена, по всей округе разносился колокольный звон.

Каждый из нас, верующий или нет, в трудную минуту, в момент безысходности обращается к Богу как к спасителю и ждет от него помощи.

Дорога в храм – это дорога к нравственному исцелению

В одночасье верующими все не станут, для этого нужно время, условия и пропаганда религии. Надеюсь, что возвращение к истокам началось. Хочется, чтобы люди стали чище и добрее. Многое зависит от нас, от каждого из нас.
Объект №8. Братская могила героев-земляков.

Беспокойной была жизнь села Лопуховки в годы гражданской войны. Три раза ее занимали белоказаки, но каждый раз их выбивали красные.

Военным руководителем Головановым Дмитрием Сергеевичем и политическим комиссаром Симоновым Арсентием Силантьевичем был организован партизанский отряд. Возглавляли отряд Копков Яков Иванович, Цыганов Иван Арсентьевич. Последний раз проходил через Лопуховку отряд белоказаков под командованием Вакулина. Часть отряда красных захватили вакулинцы: Бочкова Николая Емельяновича, Цыганова Ивана Арсентьевича, Цыганова Федора Арсентьевича, Марова Антона, Демина Кондратия Яковлевича, Копкова Якова Ивановича, Павлова Анфеногена и др. Их хотели всех расстрелять и увезли на хутор Тараканов, где в это время стоял штаб казаков. Спасли их братья Долговы, Андрей Федотович и Иван Федотович. Они убили часовых и выпустили арестованных. Все вместе укрылись в лесу. Остальных арестованных спасли партизаны. Среди остальных арестованных современники помнят Краснова Семена Трофимовича, Корчажкина Матвея Никитовича. Было это так.

Казаки собрали сельский сход, на котором поставили вопрос, где расстрелять арестованных на месте или увезти. На сход пришли партизаны, рассредоточившись в толпе. Улучив момент, они закричали, что Лопуховку окружают красные. Казаки испугались и покинули сход. В эти минуты замешательства казаков, пленники были выпущены. Некоторые партизаны и жители были арестованы по доносу богачей Мазулиных. У красных в Гнилуше стояла батарея. Со стороны Балашова в это время в Лопуховку пришел отряд с броневиком под командованием Миронова. Броневик вступил в бой. Из Гнилуши поддерживала наступлением артиллерийская батарея. Разгорелся кровопролитный бой. Казаки были окружены, и лишь немногим удалось спастись. В этом бою погибли герои-земляки Симонов Арсений Силантьевич, Голованов Дмитрий Сергеевич и Копков Яков Иванович. Они были похоронены на сельском кладбище в братской могиле.
Объект № 9.

Памятник- мемориал воинам-землякам, погибшим в Великой Отечественной войне.

Много лет прошло после окончания Великой Отечественной войны. За это время выросло новое поколение людей, отстроены села и города, осыпались и поросли травою окопы, но и поныне хранит каждая пядь волгоградской земли священную память о мужестве и героизме советских людей.

Несомненно, наша область богата героикой, историческими событиями. Но, как известно, историю вершат люди. Значит, наш край богат и славными людьми.

Многие уроженцы земли Волгоградской стали гордостью России. Великая Отечественная война явилась жестоким испытанием народа на мужество, стойкость и преданность Родине. Тысячи земляков на фронте проявили лучшие качества патриотов. Многие награждены высокими наградами.

Среди удостоенных самого высокого звания – героя Советского Союза, 9 уроженцев Руднянского района: Говоруненко П.Д., Григорьев И.Я., Желтов А.В., Климашкин А.Ф., Кузнецов Н.Г, Мусланов Г.Ф., Ржевский П.М., Шамшик Н.Е., Щадин В.Ф.

С большой гордостью осознаёшь то, что трое из героев уроженцы Лопуховской земли: Григорьев И.Я., Желтов А.В., Щадин В.Ф. Одна из улиц нашего села и школа названы в честь Героя Советского Союза – Григорьева И.Я.

Подвиг павших и ныне живущих защитников Родины бессмертен.

Объект № 10.

Ботанический памятник природы. Наша краса и гордость.


Земля… Какая она? У каждого человека есть место, где он родился, где прошло его детство, где впервые познал красоту природы родного края, пение птиц, плеск воды в родной реке, дивный запах сосен. Как богата наша Россия красивыми местами: зеркальные озера, серебристые ленты рек, изумрудные леса, лазоревые поляны и небесно-синие дали степных просторов. Родная и прекрасная земля. Милые нашему сердцу бескрайние степи, лесные поймы, обширные луга с буйным разнотравьем. Только у нас можно увидеть такой очаровательный рассвет, когда огромный огненно-красный шар встает над горизонтом и, уверенно раздвигая стену утреннего тумана, пробуждает к жизни заспанную степь.

Я испытываю невероятное чувство гордости, что мое детство проходит среди такой красоты. Вместе с тем мне тревожно и больно оттого, что над этими живописными уголками природы нависла реальная угроза. Наша гордость и краса – пион тонколистный, который в народе называют лазоревым цветком.

Цель нашей экскурсии, как можно больше узнать об уникальном творении природы и обратить ваше внимание на проблему, которая требует незамедлительного участия каждого.

Местом изучения и охраны пиона тонколистного является один из участков - ботанического памятника природы "Пион тонколистный", - "Лопуховский".
Происхождение названия.

Кто не знает пионов? Пион – род растений из семейства лютиковых; около 15 видов в странах Северного полушария. Травы и полукустарники с тройчатыми или перисто-сложными листьями одиночными цветами белого, розового, пурпурного, фиолетового оттенков. Дико растут пионы в Центральной и Восточной Азии, в Средней и Южной Европе и в Северной Америке. В садах разводят как декоративное растение.

Эти цветы украшают наши приусадебные участки, дачи, села и города. Однако далеко не всем известно, что в наших краях встречаются и дикие пионы. Да еще какие! По красоте и изяществу они вряд ли уступят своим балованным культурным собратьям. Речь идет об одном из самых декоративных представителей нашей флоры – пионе тонколистном. Жителям Прихоперья он больше известен, как лохмач, а в северных районах области его именуют воронцом, лазоревым цветком.

Пион (или пеон) получил свое название от героя древнегреческой мифологии Пеона (Пеана), который, по свидетельству Гомера, был искусным врачевателем и даже исцелил бога подземного царства Аида и бога войны Ареса.

Древнегреческий ученый Плиний Старший уточняет, что пеан был учеником самого бога врачебного искусства Асклепия (эскулапа). От богини Латоны (Леты), матери Аполлона и Артемиды, получил однажды Пеан целебные корни трав, которыми он лечил болезни богов и людей. Успехи ученика не давали покоя Асклепию, и из зависти он приказал тайно отравить его. Но благодарный за свое спасение Аид не дал погибнуть исцелителю. Он превратил его в растение, корнями которого Пеан так успешно пользовался. «Вообще в древности, пишет Золотницкий Н.Ф., - это растение славилось своими чудодейственными свойствами и считалось одним из чудес творения. Люди верили, что злые духи исчезают из тех мест, где растет пион, и что даже небольших кусочков его, надетых на нить, обязанную вокруг шеи, достаточно, чтобы защититься от всякого дьявольского наваждения».

Мало кто помнит о том, что существует язык цветов. А ведь символика цветов была известна людям с давних пор. Так вот, пион означает «стыд».

Название пиона – «лохмач» - связано с внешним видом куста, кудряво-лохматого от рассеченных на узколинейные доли листьев. О происхождении этого названия существует предание, которое бытует на берегах Хопра. Говорится в нем о молодой казачке Насте и ее возлюбленном – удалом парне по имени Петр. Любили они друг друга крепко, да недолго длилось их счастье. Пришла в родные края беда – налетели злые вороги на хутора и станицы. Погиб Петр. Т когда отступили враги, бросилась Настя в степь искать своего милого. Нашла его в густой траве на степном склоне, положила его кудрявую чёрную голову к себе на колени, обняла ее своими белыми руками и заплакала горючими слезами. От горя обратилась Настенька в дикую яблоньку и поселилась на том склоне, где нашла возлюбленного. А Петр обернулся в кудрявый лохмач. И с тех пор не разлучаются казак и казачка: каждую весну расцветают яблонька и лохмач, радуя людей своими цветками – белыми, как руки девушки, и красными, как кровь казаков, павших в битве.

Что же касается названия «воронец», то, по-видимому, оно гораздо более древнее и, подобно греческому, возникло в связи с лекарственными свойствами пиона. Такое предположение основывается на том, что в русском языке воронцом называют еще несколько видов растений: купелу лекарственную, вороний глаз и воронец колосистый. Все они имеют черные плоды, из-за которых их и именуют воронцами. Но пиону это не свойственно. Откуда же такое название? Ответ, по-видимому, содержится в «Толковом словаре» В.Даля. Здесь, помимо уже упомянутого «воронца», зафиксировано еще одно название этого растения – варенец или вареная трава. Известно, что на Урале и в некоторых районах Сибири так до сих пор называют близкий пиону тонколистному вид – пион уклоняющийся, или марьин корень. Корни этого растения обладают целебными свойствами и до сих пор употребляются в пищу в вареном виде. Учитывая все это, можно предположить, что наименование пиона тонколистного – воронец – следует понимать как искаженное «варенец». Вот и получается, что греческое, и русское названия говорят об одном и том же – целебных и питательных свойствах этого растения. В нашем селе пион тонколистный называют лазоревым цветком. В "Словаре русского языка" С.И.Ожегова сказано, что «лазурь» - синева, лазурный, т.е. цвета лазури, светло-синий. А цветок этот ярко-красного цвета. Эту загадку еще предстоит разгадать.

Краса и гордость родной земли.

На территории Волгоградской области, где самые крупные в России скопления пиона тонколистного, он встречается в степях, по склонам балок, в кустарниках и на опушках лесов преимущественно в северных и северо-западных районах. Его места нахождения известны на правобережье Хопра, на Гусельско-Тетеревятском кряже, на Синей горе, в Жирновском районе, а также по правобережью Медведицы в нашем Руднянском районе. Места обитания пиона – типчаково-целинные степи.

Участки, на которых произрастает пион тонколистный в нашем краю – в балке Долгая и Лопуховский – в 1993 году получили статус ботанического памятника природы общей площадью 250 гектаров.
О, пион тонколистный,

Слава жизни твоей!

Лист резной и перистый,

Цвет на радость людей.

Много лет – миллионы –

На планете живешь,

Среди многих пионов

Жизнь твоя уж не грош.

Ты теперь при охране

В нашей Рудне родной

И сияешь ты ало,

Нам цветок заревой.

З.Н.Субботина.

Нашу красу и гордость можно увидеть в чудесный весенний день, ласковое майское солнце уже успевает прогреть землю, в воздухе пахнет молодыми листочками дуба и зеленью трав. Вокруг цветут фиалки, доцветают тюльпаны, а чуть выше, в кустарниках, наклоняют блестящие цветки-головки рябчики, цепляющиеся усиками за ветки бересклета. Весь лес наполнен звонкими трелями и щебетаньем. Буйство живых сил природы кружит голову и заставляет сильнее биться сердце. И, кажется, уже ничего не может удивить вас, переполненных впечатлениями и картинами весеннего леса.

Но вдруг тропа обрывается, и вы оказываетесь на опушке. Впереди, сколько хватает глаз, - уходящий вдаль степной склон балки с редкими группами кустарников и отдельно стоящими деревьями. А все пространство между ними занято зелеными растениями с ярко-красными крупными цветками. Это и есть лазоревые цветы. Очень трудно передать словами то чувство удивления и восторга, которое охватывает всех при виде этого чуда. Пожалуй, его можно сравнить с фантастическим ковром, на который неведомый мастер щедрой рукой нанес сочную изумрудную зелень травы и огненно-красную киноварь пламенеющих цветков. Пионы стоят сплошной стеной. Высота кустов достигает 40-60см и более, толстые травянистые стебли густо покрыты тончайшими ажурно изрезанными листьями, отчего это растение имеет кудрявый облик. Верхушку побега увенчивает одиночный крупный темный или ярко-красный, атласный с выпуклым диском из множества золотых тычинок цветок.

Жизнь цветка.

Опыляются пионы жуками, шмелями, пчелами, муравьями. У пиона в цветке образуется от 2 до 3 плодов, довольно крупных, покрытых буроватым войлочным опушением. После цветения они распластываются по земле. При этом крупные величиной со сливу, плоды трескаются, из них выпадают блестящие овальные коричневые семена, хорошо заметные для птиц. Живет куст пиона очень долго, есть сведения, что до 100 лет. Биологические особенности пионов свидетельствуют о древности этих растений. Возраст семейства пионовых - 100-200 миллионов лет. Причем наш пион тонколистный, по-видимому, является одним из самых молодых видов.

Ученые отмечают, что пион – тупиковая ветвь эволюции, у него крайне несовершенный аппарат размножения, медленное развитие сеянцев, длительное формирование почек возобновления, в связи с чем, он заслуживает тщательного изучения и охраны.

Народная мудрость гласит: «У природы берешь, не забывай о долге». Всегда ли помним о нем? К сожалению, не всегда.

К основным причинам сокращения численности пиона можно отнести обширную распашку земель, перевыпас крупного рогатого скота, выпас овец и коз. Еще можно выделить такие причины, как вытаптывание растений, возникновение пожаров, уничтожающих корневища многолетних цветов. Но самой основной является, казалось бы, невинное занятие – собирание букетов. Оно имеет самые губительные последствия. Ведь в букет идут самые крупные и красивые цветы, а на семена остаются мелкие и ослабленные. Таким образом, мы создаем искусственный отбор, когда размножаются не самые лучшие растения.

В природе все взаимосвязано. Срывая первые весенние цветы, мы лишаем пищи перезимовавших насекомых – шмелей, пчел. А, следовательно, растения остаются без опыления, и популяция их ежегодно уменьшается.

Остановитесь перед цветком, полюбуйтесь! Но не спешите набирать полный букет: весенние цветы не приспособлены к тому, чтобы вынести резкое уменьшение влаги. Сорванные, они быстро завянут, и вы не успеете принести их домой.

Благодарность же со стороны этого прекрасного цветка не заставит себя ждать. Каждую весну пион будет радовать вас своей первозданной красотой.

Конечно, любое растение можно увидеть в гербарии или на рисунке, фотографии в Красной книге.

Но ничто не сравнится по красоте с живым пионом.

Взгляните на раскрывшийся пион

С пунцовыми литыми лепестками,

И он напомнит вам волшебный сон,

Волшебный сон из сказки с чудесами.

Он не горит и вроде бы горит,

Так ярко лепестки его лучатся,

И аромат такой вокруг разлит.

Что можно в аромате искупаться…

К великому сожалению, восхитительные алые склоны, как магнитом, тянут к себе не только ценителей красоты, но и варваров на машинах, с кострами и лопатами. Вид первозданной степи после посещения таких «любителей природы», ужасен!

Охранять природу! Охранять окружающую среду! Эти призывы мы слышим чаще и чаще. Внимание! Все живущие на земле люди!!! Это проблема, которая требует незамедлительного участия!

Это обращение не должно оставаться только призывом и лозунгом. Продолжением должны явиться практические дела по вопросу сохранения биологического разнообразия нашего края.

Заключение.
Изучение народной культуры, особенностей жизни наших предков, достопримечательностей родного края – это попытка сохранить историческую память и передать знания следующим поколениям. Любая сельская глубинка является часть нашей большой Родины, и в то же время уникальна. Каждая из них имеет свои особенности, обычаи, традиции. Лопуховка не исключение.

Я понял, что необходимо обратить внимание на архитектурно - художественные и природные ценности края, сохранить то малое из богатого наследия, что чудом дошло до нынешнего поколения и должно служить последующим.

Наша задача – сохранить все это и не быть «Иванами, не помнящими своего родства», забывшими свои корни. Ведь все большое начинается с малого, а история России складывается из истории наших малых родных уголков.

Нас, молодых, во имя настоящего и будущего призываю беречь и любить родную землю, наш маленький, но самый прекрасный уголок руднянской земли, который нас чарует красотой родной природы.