Главная страница

«Виды самостоятельных работ на уроках литературы»



Скачать 16.91 Kb.
Название«Виды самостоятельных работ на уроках литературы»
Дата09.03.2016
Размер16.91 Kb.
ТипДокументы

Выступление

учителя Чистяковой Л.К.

на методическом объединении на тему

«Виды самостоятельных работ на уроках литературы»

На уроках литературы один из важнейших видов самостоятельной работы – это подбор цитат на заданную тему. Такая работа обычно готовит класс к анализу произведения в различных его аспектах. Выполняя задания, ученики должны уметь ориентироваться в тексте, полагаясь не только на память, но и на понимание произведения, представить себе, где писатель мог дать описание внешности героя, в какой связи могла появиться пейзажная зарисовка.

Подборки цитат могут служить основой для повторения и обобщения. Так, ученикам я поручаю подобрать цитаты на темы: «Пушкин-пейзажист»», «Портретная зарисовка в рассказе». Такое задание требует просмотра пройденных произведений, в которых наверняка открывается что-то новое, не замеченное ранее. Учащиеся делают простейшие закладки с надписью: «Описание моря», «Радион Жуков», «Лидия Михайловна» и т.д.

Возможна и коллективная работа по подбору цитат на заданную тему. Для этого создается своеобразная «Литературная копилка». Подборка материала – это хороший помощник к сочинению.

Распространенные типы цитирования - это цитатная надпись к иллюстрации, цитатное обозначение пункта плана, цитата-заглавие, цитата-эпиграф к письменной работе.

Даю задание такого рода: подкрепить мысли учебника, кроме той цитаты, которая приводится там, еще и свои; или привести цитаты из изучаемого произведения, подтверждающие основные положения рассказа учителя.

Интересный вид самостоятельной работы - рецензирование домашних сочинений одноклассников.

Поручая ученикам такую самостоятельную работу, можно дать вопросник для оценки достоинств и недостатков цитирования. Вот его возможный вариант:

1.Соблюден ли при цитировании принцип «необходимого и достаточного», т.е. нет перебора или недобора цитатного материала?

2.Правильно ли выделены цитаты из контекста?

3.Насколько удачно логически и стилистически сочлены цитаты с текстом сочинения?

4.Каково назначение цитат в сочинении? Служат ли они раскрытию и мотивировке авторской мысли?

Очень важен такой вид самостоятельной работы как составление плана высказывания, статьи, рассказа, главы. Отыскивая нужные слова для составления плана, производя синонимическую замену слов, ученик должен напрягать ум, пускать в «переплавку» свой словарный запас. Эффект развития мышления и речи в этом случае несомненен.