Главная страница

Вставить пропущенные буквы, расставить недостающие знаки препинания



Скачать 65.26 Kb.
НазваниеВставить пропущенные буквы, расставить недостающие знаки препинания
Дата07.03.2016
Размер65.26 Kb.
ТипАнализ




Анализ текста.
Вставить пропущенные буквы, расставить недостающие знаки препинания:

Каждый раз, соб…раясь в далекие поездки, я обязательно пр…ходил на Ильинский омут. Я просто (не)мог уехать, не попрощавшись с ним, со знакомыми ветлами со всероссийскими этими полями. Я говорил себе вот этот чертополох ты вспомн…ш(?) когда-нибудь, когда будешь пролетать над Средиземным морем. А этот последний ра…се…(н,нн)ый в небесном пространстве розовеющий луч солнца ты вспомн…ш(?) где-нибудь под Парижем. Если, конечно, туда попадеш(?)”.

И все сбылось. Самолет шел над Тирренским морем. Я посмотрел в круглое (окно)иллюминатор. В бездонной синеве и глубине появились ж…лтые очертания острова похожего на цветок чертополоха. Это была Корсика.

Изорв..(н,нн)ые многими тысяч…летиями покрытые окалиной жары берега Корсики ее замки защищавшие остров как колючки, алый цвет каких(то) кустарников ливень синего средиземн…(морского) света прорвавшего (не)видимую небесную плотину и рухнувшего всей своей тяжестью на остров все это (не)могло оторвать мои мысли от маленькой сыроватой ложбины на Ильинском омуте где пахло (боли)головом и стоял одинокий чертополох высотой в человеческий рост, - неприступный ощетинившийся своими колючками своими острыми налокотниками и забралами.

На западном берегу острова горстью выброш…(н,нн)ых (не)брежной рукой игральных костей был ра…сыпа(н,нн) маленький город. Он выходил из(под) крыла самолета, как пчели(н,нн)ые соты. Это был Аяччо – родина Наполеона.

И мне нестерпимо захотелось домой, в бревенчатый простой дом, на Оку, на Ильинский омут где меня дожидаются ивы тума(н,нн)ые русские равни(н,нн)ые закаты и друзья.

Нет! Человеку никак нельзя жить без родины, как нельзя жить без сердца.

Морфологический анализ текста.

- Что такое причастие.

- Уберите из текста причастия. Что изменилось?

- Расскажите о роли причастий в речи.

- Сделайте морфологический анализ одного из причастий.






ДИКТАНТ-СХЕМА.
1. Разрисованный яркими розами сундук привлек мое внимание.

2. Слетевшиеся синицы стали быстро склевывать крошки.

3. За домом послышался смех женщин возвращавшихся после работы.

4. В зарослях камыша началась какая-то приглушенная возня.

5. И вдруг я увидел звезды скрытые до этого густыми ветвями деревьев.

6. Самая короткая дорога ведущая к мосту шла вдоль старого пастбища.

7. На засеянном по весне поле появились первые всходы.

8. Набежавшие тучи заставили нас ускорить шаг.

9. На окне все еще лежала забытая утром книга.

10. Из-за ворот визгливо залаяла проснувшаяся от шума соседская собачонка.

11. От травы скошенной утром шел пряный запах.

12. И лишь увядшие цветы напоминали о лете.
Предложения                                                      | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |

Причастный оборот стоит перед определяемым словом |    |    |    |    |   |    |    |    |    |    |     |      |

Причастный оборот стоит после определяемого слова   |    |    |    |    |   |    |    |    |    |    |     |      |

В предложении нет причастного оборота                       |    |    |    |    |   |    |    |    |    |    |     |      |


Цифровой диктант.
Умывающийся мальчик, пойманная рыба, разобранный забор, пролиставший книгу, оберегаемая от росы, лечащий врач, согретые костром, увиденные нами.
1- действительное причастие;
2- страдательное причастие.
Код ответов: 1,2,2,1,2,1,2,2.




Тест по теме "Причастие".



1. Укажите верное утверждение.

а) Причастие обладает признаками глагола и прилагательного.

б) Причастие обозначает действие предмета.

в) Причастие — это особая форма глагола.

2. Укажите словосочетания с причастиями.

а) Отправленное письмо;              в) удивительные приключения.

б) воющий ветер;

3. Укажите причастный оборот.

а) Затихающие волны;                    в) распахнутая дверь.

б)  постепенно затихающий;

4. Укажите предложение с правильно выделенным причастным оборотом.
а)   Листва радовавшая взгляд яркостью, теперь потускнела.

б)  Листва, радовавшая взгляд яркостью теперь потускнела.

в) Листва, радовавшая взгляд яркостью, теперь потускнела.

5. Укажите причастие с буквой е в окончании.

а) В редеющ..м  мраке;                  в) лающ..м  щенком.

б) тающ..й  снег;

6. Укажите словосочетание с действительным причастием.

а) Найденное у ручья;                  в) видимый издалека.

б) умолкшая детвора;

7. Укажите действительное причастие настоящего времени с бук­вой ю в суффиксе.
а)   Терп..щий;                              в) гляд..щийся.

б) сражающийся;

8. Укажите словосочетание со страдательным причастием.

а) Поросший камышом;            в) думающий человек.

б) замешиваемое тесто;

9. Укажите страдательное причастие настоящего времени с бук­вой е в суффиксе.
а)  Нес…мый;                                  в) изуча…мый.

б) завис…мый;

10.     Укажите страдательное причастие прошедшего времени, в ко­тором перед нн
пишется я.

а) Добавленный;                          в) затерянный.

б) заученный;

11.     Укажите глагол, от которого нельзя образовать страдательное причастие.
а)  Переплести;                             в) читать.

б) улыбнуться;






Зачёт по теме «Причастие»

  • На выполнение зачёта отводится 40 минут.

  • Во время выполнения заданий можно пользоваться учебником и тетрадью.

  • В ряде заданий есть несколько правильных вариантов ответа. Выполняя задания, ты должен найти все правильные варианты.

  • Выполнение каждого задания зачёта оценивается одним баллом.

  • Чтобы получить оценку за зачёт, ты должен выполнить все задания и набрать количество баллов, указанных в таблице.

Отметка

«5»

«4»

«3»

Баллы

9-11

6-8

4-5


1. Определи ряд, в котором перечислены только действительные причастия:

а) приехавший, приезжающий, гонимый;

б) радовавшийся, задумавшийся, колотый;

в) рассмотренный, видимый, насмотревшийся;

г) думающий, занимавшийся, привлёкший;

д) закрытый, закрывающий, испугавший.

2. Образуй от глагола обещать все формы причастий.

3. Определи, в каком ряду буква «е» пишется в каждом слове:

а) стро_мый, постро_вший;

б) чита_т; чита_мый;

в) завис_вший; завис_л;

г) увид_вший, увид_т;

д) вылет_вший, высто_вший.

4. В каких строках «не» пишется слитно со всеми словами:

а) (не) зябнувшие ноги; (не) разобранные вещи; (не) вымыты;

б) (не) годующий; (не) решённая задача; (не) навидевший;

в) (не) проверенная учителем; (не) занята; (не) продуманный;

г) (не) закрытое; (не) просушенные; (не) разбросанные, а сложенные;

д) (не) взлюбивший; (не) понятый; (не) понимающий.

5. Укажи слова, которые пишутся с «н»:

а) жела__ый; б) ране__ый; в) непроше__ый; г) броше__ый; д) купле__ый;

е) купле__ый вчера; ж) излома__ый; з) печё__ый; и) золочё__ый; к) гашё__ый.

6. Перепиши слова в тетрадь, вставь пропущенные буквы:

перекош_нный, выкач_нный из гаража, смеш_нный с сахаром, занавеш_нные окна, ненавид_вший, стел_щийся, клокоч_щий, трепещ_щий,кле_вший, обстрел_нный

7. Выпиши из предложений причастия прошедшего времени.

Мощённая булыжником дорога прорезала встретившуюся на нашем пути деревню. Мы увидели дымящиеся над крышами трубы, услышали крики пастуха, погоняющего возвращавшееся с пастбища стадо, почувствовали запах только что испечённого хлеба. Мечтающие об отдыхе и ночлеге, мы постучались в ближайшую избу, окна которой были открыты настежь.

8. В каких предложениях правильно расставлены знаки препинания?

а) Улица, ведущая в гору, была свободна.

б) Покрытые инеем, скалы уходили в невиданную даль.

в) Герасим, одарённый невиданной силой работал за четверых.

г) Дорога, огибающая голые скалы, вьётся по глубокой ложбине.

д) Трудно определить расстояние в снежных просторах, обманывающих, неопытный глаз.

9. Спиши предложение, расставь знаки препинания, выполни разборы.

Блюдца лилий и нити идущие3 от них в глубину очень грациозны4.