Главная страница

Вводная часть



Скачать 131.76 Kb.
НазваниеВводная часть
Дата04.03.2016
Размер131.76 Kb.
ТипДокументы

Вводная часть.
Прекрасна и разнообразна природа нашей страны, но много ли мы знаем о том, кто живёт рядом с нами, как сберечь эту красоту, почему, желая помочь природе, мы часто наносим ей непоправимый вред?

Стремительное и нарастающее вмешательство человека в природные процессы обусловило реальную угрозу существованию окружающей нас среды. Со страниц многих журналов, газет, книг не сходят: «экологический кризис», «экологические проблемы», «экологическая политика» и т. д. Экологическая ситуация в современном мире оказывается тревожной не только потому, что всё осознанней человечество воспринимает возможность катастрофических нарушений экологического равновесия, но и потому, что выход из сложившейся ситуации требует существенных социальных и экономических капиталовложений, положительных решений многих военно-политических вопросов, объединения усилий всего человечества.

Для решения экологической проблемы использование только достижений научно-технического прогресса явно недостаточно.

Сегодня мы ещё раз должны вспомнить, что бескрайние леса, полноводные реки, множество озёр, богатая природными дарами волжская земля нуждаются в защите и бережном отношении.

От того, насколько прозрачным воздухом мы дышим насколько чистую воду пьём, зависит здоровье нации и благополучие подрастающего поколения.

Будущее находится в руках молодых, и если мы не сможем вовлечь их в охрану природы, то мы не преуспеем в наших усилиях спасти среду жизни и людей Земли.

Экологическое воспитание в школе осуществляется поэтапно, с учётом возраста детей, уровня обучения и требований комплексного подхода к раскрытию взаимосвязей между человеком и окружающей средой, что делает этот процесс непрерывным, последовательным и развивающим.

Данная экологическая программа реализуется в основном через практическую деятельность учащихся - акции, посадка и побелка деревьев, озеленение посёлка и школьного двора, очистка родника природоохранной зоны реки.
Острота современных проблем взаимодействия общества и природы поставила ряд новых задач перед школой, которые призваны подготовить подрастающее поколение, способное преодолеть последствия негативных воздействий человека на природу и его здоровье.

Цели:

• Создание условий для формирования экологической культуры

детей;

• Сотрудничество детей и педагогов, для которых важны

активное познание мира природы.
Задачи:

• Организовать работу по озеленению классов, уходом за комнатными

растениями; проводить классные часы и внеклассные мероприятия

по экологическим проблемам.

• Понимание многосторонней ценности природы как источника

материальных и духовных сил общества.

• Овладение прикладными знаниями, практическими умениями и навыками

рационального природопользования, развитие способности оценивать

состояние окружающей среды, принимать правильные решения по её

улучшению, предвидеть возможные последствия своих действий на

природу во всех видах общественно-трудовой деятельности.

• Сознательное соблюдение норм поведения в природе, исключающее

нанесение ей вреда, загрязнение или разрушение природной среды.

• Развитие потребности в общении с природой, в ее

облагораживающем воздействии, стремления к познанию окружающей

природы в единстве с нравственно эстетическими переживаниями.

• Активизация ' деятельности по улучшению природной и

преобразованной среды, нетерпимое отношение к действиям людей,

причиняющим ей вред, пропаганда природоохранительных

идей.

• Повышение статуса экологического воспитания в школе.

Концепция экологической воспитательной работы в школе.
Прогрессивная педагогическая мысль всегда высоко оценивала роль природы в формировании личности, подтверждая истинность того, положения, что вся духовная жизнь человека нераздельно связана с природой.

В последнее время усиливается природоохранный аспект школьного воспитания.

Характерными чертами положительного опыта работы школ по охране природы являются:

• общественно-полезная направленность деятельности учащихся по

охране объектов и комплексов природы и воспроизводству её

богатств;

• взаимосвязь практической работы с накоплением и расширением

знаний о природе

многообразие видов деятельности и форм её организации рамках

внеклассных и внешкольных занятий учащихся;

развитие творческой активности и самостоятельности учащихся при

выполнении общественно-полезных дел, осознание их общественной

ценности и значимости.

Проблемы охраны окружающей среды, сохранения здоровья и воспитание высокой гражданской ответственности за сохранности-природы актуальны сегодня.

При определении целей деятельности пол экологическом воспитанию мы исходили из полученных сведений о состоянии окружающей среды нашего региона, неблагоприятных для здоровья человека факторах.

Мы считаем, что именно взаимоотношения человеческого общества с природной средой и являются главным содержанием экологического воспитания.

Проблемы охраны окружающей среды вышла за рамки регионов и стала глобальной. Общественность, педагоги, родители, учащиеся должны осознать, что практическая деятельность человека может протекать благоприятно для него и будущих поколений только при условии соблюдения законов природы.

Необходимо строить экологическое воспитание так, чтобы во всех формах его организации предусматривалось формирование ответственного отношения учащихся к природе.

Принципы


  1. Гуманистического воспитания - основывается на объединении детей и

взрослых в единый коллектив.

  1. Принцип природосообразности - предполагает учитывать особенности

психики возраста, пола и физиологии.

  1. Деятельный подход обеспечивает интересную, отвечающую

потребностям детей игровую, трудовую, досуговую жизнь ребёнка.

  1. дифференцированный подход занимает важное место в процессе

экологического воспитания.

Этапы реализации программы

1 этап 2008-2009год

  • Провести информационную работу с родителями по

экологическому воспитанию;

  • информационное и методическое обеспечение программы;

  • теоретическая подготовка учителей по реализации

программы;

  • организация кружков;

  • выпуск экологических листовок;

  • создание материальной базы, обеспечивающей эффективность

  • работы экологического воспитания.

2 этап 2009-2010 год


  • Выпуск общешкольной экологической газеты;

  • участие в акциях;

  • работа кружков;

  • фотовыставка «Вот моя деревня»;

  • привлекать родителей к участию в школьных мероприятиях

экологического направления.

3 этап 2010-2011 год


  • Подведение итогов о проделанной работе;

укрепление материальной базы;


  • систематически проводить работу по здоровьесбережению

учащихся и охране окружающей среды;


  • сбор и накопление наработанного материала;




  • определение перспектив и путей дальнейшего развития;




  • обобщение опыта работы педагогов, руководителей кружков,

родителей и учащихся.


Мероприятия


Сроки


2 ступень (5-8 классы)

Задачи:

• Вести фенологические

наблюдения в природе;

• Изучать научные данные о

способах предотвращения

нежелательного воздействия

деятельности человека на

природу;

• Способствовать освоению

навыков заботы о своём

организме.

1. Экскурсия в природу
2. Фенологические наблюдения за природой
3. Изучение деятельности и оказание помощи работникам лесного хозяйства с. Медведица (сбор семян)

4. Уход за берёзовой рощей, цветниками, школьным двором
5. Выставка «Осенняя фантазия»

6. Акция «Мы хотим жить» (о вреде наркотиков)

7. Расчистка родника
8. «День птиц», КВН «Птичьи разговоры»

9. «День Земли»

10. Очистка от мусора берега реки Медведица

11. Операция «Зелёная аптека»




сентябрь

май
весна

осень

лето,

осень
осень,

весна,

лето

октябрь

ноябрь
весна,

лето
апрель
апрель

май
май



Основные мероприятия по реализации основных направлений экологического воспитания учащихся



Мероприятия


Сроки

1 ступень (1-4 классы)

Задачи:
• наблюдать за сезонными изменениями в

природе;

• находить взаимодействие организмов и факторов

неживой природы;

• собирать научные факты о положительном и

отрицательном влиянии на природу;

• прививать навыки бережного отношения к природе;

• формировать у учащихся основы здорового образа

жизни.

1. Экскурсия «Природа вокруг нас»

2. Сбор семян дикорастущих растений для зимующих птиц
3. Конкурс поделок из природного материала

4. Беседа «Первая встреча с «Красной книгой»»

5. Акция «Птичья столовая»

6. Праздник «День птиц»

7. Утренник «Цветы приносят радость»

8. Конкурс рисунков «Мой зелёный друг»

9. Уход за молодыми деревьями на территории школьного двора
10. Знакомство с комнатными растениями и уход за ними



Сентябрь

сентябрь октябрь

октябрь октябрь

ноябрь -

февраль
апрель

май

май

в течение года

в течение года



12. Акция «Зелёный наряд»

13. Акция «Спасём планету от мусора»

14. Конкурс рисунков «Как прекрасен этот

мир»

15. Конкурс плакатов «Бросим природе спасательный круг»

16. Туристический слёт

17 . Экологический слёт
18. Операция «Муравейник»
19. Поисковая работа. Сбор материала для школьного краеведческого музея
20. Разведение и уход за комнатными растениями
21. Обработка результатов наблюдений в ходе экскурсий, рейдов, акций


май

май

май
май

осень,

весна

май

июнь

в течение года
в течение года

в течение года




Мероприятия


Сроки


3 ступень (9 -11 классы)
Задачи:

  • Использовать полученные экологические знания для практического применения по охране природы;

  • Формировать ценностное отношение к собственному

здоровью.


  1. Конкурс экологических листовок «Сбережём родное село»

  2. Устный журнал «Наша чистая планета»



  1. Рейд «Очистка придорожной полосы от мусора»




  1. Выставка «Осенняя фантазия»




  1. Акция «Нет, наркотикам!»

  2. Уход за берёзовой рощей, цветниками, школьным

двором

7. Изучение деятельности и оказание помощи работникам лесного хозяйства с. Медведица (сбор семян)

8. Посадка и уход за деревьями школьного двора

9. Туристический слёт

10. «День Земли»

11. Экологический слёт

12. Конкурс плакатов «Бросим природе спасательный круг»



Сентябрь

октябрь


октябрь

апрель
октябрь

ноябрь
осень,

весна,

лето

осень, лето

весна,
осень, весна

осень

апрель
май

май




13. Конкурс рисунков «Как

прекрасен этот мир»
14. Акция «Спасём планету от мусора»
15. Фотовыставка




май
май
май


Условия эффективности программы
Для достижения положительных результатов необходимы определённые условия:

1. ясное, чёткое осознание целей воспитания учащихся в области окружающей среды;

2. организация работы в реальной системе учебной и внеучебной деятельности детей, определение компонентов этой системы и установление взаимосвязей между ними;

3. определение компонентов структуры процесса экологического воспитания, к которым можно отнести: цели, задачи, принципы, содержание, методы, формы и средства работы, условия проведения работы, методику выявления результатов;

4. оптимальное сочетание традиционных и активных форм и методов, теоретических и практических занятий;

5. использование возможностей семьи в формировании у детей любви и бережного отношения к природе, привлечение родителей к этой работе;

6. усиление практической направленности деятельности школьников;

7. формирование у учащихся активной гражданской позиции, воспитание у них стремления к участию в деятельности местных районных, областных мероприятиях.

Ожидаемые результаты
В результате реализации данной программы:

•накапливается банк данных по экологической работе;

•приобретение новых умений и навыков по охране окружающей среды;

•применять полученные знания на практике;

•овладение учащимися знаниями и умениями для рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей среды;

•умение дать оценку природной и хозяйственной экологической обстановке в своей местности;

•соблюдение норм и правил поведения в природе;

• способствует пониманию значения природы для общества, пониманию, что природа - основной источник удовлетворения жизненных и духовных потребностей человека, осмыслению необходимости ответственного отношения к ней.