Главная страница

Задача для учителей- правильно спланированное и организованное преподавание образовательной области «Технология» для выполнения требований Федерального государственного образовательного стандарта общего образования



Скачать 128.67 Kb.
НазваниеЗадача для учителей- правильно спланированное и организованное преподавание образовательной области «Технология» для выполнения требований Федерального государственного образовательного стандарта общего образования
Дата04.03.2016
Размер128.67 Kb.
ТипЗадача

Совершенствование процесса преподавания образовательной области «Технология» с целью успешной реализации Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».
Слайд1

Современное общество характеризуется стремительным развитием науки и техники, созданием новых информационных технологий, коренным образом преобразующих жизнь людей. Темпы обновления знаний настолько высоки, что на протяжении жизни человеку приходится неоднократно переучиваться, овладевать новыми профессиями. Непрерывное обучение становится реальностью и необходимостью в жизни человека, а образовательная область «Технология» всемерно этому способствует. С 1 сентября 2013 года начинает действовать новый закон «Об образовании в Российской Федерации»

Слайд 2

Согласно статье 2 Закона «Об образовании в Российской Федерации», обучение - целенаправленный процесс организации деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта деятельности, развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию у обучающихся мотивации получения образования в течение всей жизни.

Предмет «Технология» является необходимым компонентом общего образования школьников. Его содержание предоставляет молодым людям возможность бесконфликтно войти в мир искусственной, созданной людьми среды техники и технологий, которая называется техносферой, является главной составляющей окружающей человека действительности и опосредует взаимодействие людей друг с другом, со сферой природы и с социумом.

В последние годы усилился интерес к практике оптимизации и совершенствовании образовательных процессов, в связи с широким применением технологий в обучении, необходимых для получения высококачественного образования. Таким образом, актуальная задача для учителей- правильно спланированное и организованное преподавание образовательной области «Технология» для выполнения требований Федерального государственного образовательного стандарта общего образования.

Слайд 3

Важнейшими принципами развития и обучения школьников в образовательной области «Технология» являются:

1.Политехнических подход к формированию содержания технологической подготовки молодежи, ознакомление ее с современными и перспективными технологиями преобразования материалов, энергии и информации с привлечением экономических, экологических, предпринимательских и профориентационных знаний, овладение общетрудовыми усилиями и навыками, этикой трудовых отношений.

2. Овладение жизненно необходимыми технологическими знаниями и умениями, в том числе культурой труда, поведения и бесконфликтного общения.

Слайд 4

3.Творческое и эстетическое развитие учащихся.

4. Профессиональное самоопределение и социально-трудовая адаптация молодежи.

Слайд 5

Освоение образовательной программы по «Технологии» способствует:

-развитию инновационной творческой деятельности обучающихся в процессе решения прикладных учебных задач;

-активное использование знаний, полученных при изучении других учебных предметов и сформированию универсальных учебных действий;

-совершенствованию умений выполнения учебно-исследовательской и проектной деятельности;

-формированию представлений о социальных и этических аспектах научно-технического прогресса.
Основой совершенствования учебного процесса является системный подход к оценке возможных решений встающих задач обучения, который обеспечивает выбор наилучшего варианта для соответствующих условий.

В последнее десятилетие значительно усилилось влияние новых информационных технологий на преподавание технологии в школе.

Слайд 6

Активно развиваются личностно-ориентированные технологии обучения. В основе этого подхода лежит единство целей общеобразовательного и предпрофессионального обучения при демократизации условий развития личности. Основными характеристиками применения современных информационных технологий являются возможность дифференциации и индивидуализации обучения, а также возможность развития творческой познавательной активности учащихся.

Для реорганизации учебного процесса на основе современных информационных технологий разрабатываются учебные программы и учебные пособия. Каждый учитель технологии разрабатывает свои программы, а также учебные и дидактические материалы.

Слайд 7

Одними из важных среди программ обучения технологии являются интерактивные обучающие программы, предусматривающие обмен информацией не менее чем между двумя участниками диалога, а также развивающие программы, способные увлечь учащихся, привлечь их к решению учебных проблем, развивать их интеллектуальный уровень.

Необходима серьезная модернизация методической системы обучения учащихся технологии, в первую очередь разработка и совершенствование форм и методов обучения. Необходима направленность на продуктивное усвоение школьниками системы ведущих знаний, на эффективное воспитание и развитие школьников.

Традиционные приемы, методы и средства обучения при переносе в современный урок должны быть соответствующим образом модифицированы. Кроме того, достижение целей обучения, как правило, обеспечивается комплексом традиционных и новых приемов обучения.

Слайд 8

Образовательная область «Технология» активно использует метод проектов.

В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления.

Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Этот подход органично сочетается с групповым подходом к обучению. Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, средств обучения, а с другой, интегрирование знаний, умений из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей. Результаты выполненных проектов должны быть, что называется, "осязаемыми", т.е. , если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая, конкретный результат, готовый к внедрению.

Слайд 9

В совершенствовании процесса преподавания образовательной области «Технология» необходимо предусмотреть такие пути, которые были бы обращены к различному уровню развития познавательного интереса учащихся и находили опору в различных сторонах обучения: в содержании, в организации процесса деятельности (самостоятельная работа), в приемах побуждения и активизации учащихся.

Слайд 10
В области обучения необходимо придавать большое значение глубокой и вдумчивой работе учителя по отбору содержания учебного материала, который составляет основу формирования научного кругозора учащихся, столь необходимого для появления и укрепления их познавательных интересов. Рекомендации даны в слайде.

Слайд 11,12

В организации процесса учения предлагается использование самостоятельной работы учащихся, постоянно совершенствовать способы их познавательной деятельности.

Слайд 13
Отыскивание важнейших путей побуждения учащихся к учению является необходимым условием развития их познавательных интересов. Предложения в слайде.

Основной формой организации обучения образовательной области «Технология» является урок. В нем представлены все основные элементы учебно-воспитательного процесса: цели, содержание, средства, методы, организация. Качество урока зависит от правильного определения каждого из этих компонентов и их рационального сочетания.

Слайд 14
Уроки по технологии требуют специальной их подготовки с точки зрения создания безопасных условий для работы учащихся. Это непременное условие – любые инструменты и оборудование могут стать источником травматизма из-за неумелого использования их школьниками. Само построение занятий по технологии, предполагая значительную долю самостоятельности учащихся, требует от преподавателя усиления контроля за всем, что происходит в классе, своевременного предотвращения возможной травмы и типичных ошибок в выполнении заданий.

Основные пути совершенствования современного урока

Слайд 15

Усиление целенаправленности деятельности учителя и учащихся на уроке. 

Одна из важных задач учителя - мобилизовать учащихся на выполнение поставленных задач, достижение целей непосредственно на уроке. Для этого необходимо спланировать каждый урок, чтобы в нем были предусмотрены пути к поставленной цели, и в первую очередь намечены структура, методика и средства обучения в строгом соответствии с поставленной целью.

Слайд 16

Осуществление организационной четкости каждого урока от первой до последней минуты. Заранее готовятся необходимые для урока наглядные пособия, технические средства, ученические принадлежности, справочная и дополнительная литература, раскладывается все необходимое на каждое рабочее место. Также для этого возможно поставить перед учениками интересное задание, включающее их в работу с первой минуты урока. Вместо домашних заданий применяются различные способы фронтальной ускоренной проверки - тестовые письменные работы, интерактивные задания, поиск дополнительной информации, выполнение презентаций.

Слайд 17

Повышение познавательной самостоятельности и творческой активности учащихся. Наиболее интересное направление связано с вопросами применения на уроке методов и приемов проблемного обучения и создания проблемных ситуаций как средства повышения познавательной активности учащихся, это способствует повышению качества знаний и выработке необходимых универсальных учебных действий. Также предусматривается самостоятельная работа учащихся с учебной и научной литературой, словарями, справочниками и энциклопедиями, таблицами, диаграммами, графиками, технологическими картами.

Слайд 18

Оптимизация учебно-воспитательного процесса. Целенаправленный выбор наилучшего варианта построения процесса, который обеспечивает за определенное время максимальную эффективность решения задач образования в данных конкретных условиях школы, определенного класса.

Слайд 19

Интенсификация учебно-воспитательного процесса на уроке. Чем больше учебно-познавательных действий и операций выполнено учащимися за урок, тем выше интенсивность учебного труда. Степень интенсивности учебного труда зависит от производительности использования каждой минуты урока, мастерства учителя, подготовки учащихся, организованности классного коллектива, наличия необходимого оборудования и рационального его размещения, правильного чередования труда и отдыха.

Слайд 20

Совершенствование типологии и структуры урока. Урок является сложным педагогическим объектом. Как и всякие сложные объекты, уроки могут быть разделены на типы по различным признакам.

Слайд 21

Осуществление межпредметных и внутрипредметных связей. При переходе к новому материалу, ставятся задачи и вопросы для воспроизведения и последующей коррекции, опорных для усвоения нового материала знаний и практических навыков и умений. Внутрипредметные и межпредметные связи также осуществляются с целью достижения обобщения и систематизации широкого круга знаний.

Слайд 22

Совершенствование процесса преподавания образовательной области «Технология» способствует получению личностных результатов освоения учащимися основной школы курса «Технология» :

-проявление познавательных интересов и активности в данной области предметной технологической деятельности;

-выражение желания учиться и трудиться в промышленном производстве

Слайд 23

-развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности;

-планирование образовательной и профессиональной карьеры;

Предметные результаты освоения основной образовательной программы по технологии основного общего образования с учетом общих требований Стандарта отражают

Слайд 24

В познавательной сфере:

-рациональное использование учебной и дополнительной технической и технологической информации для проектирования и создания объектов труда;

-оценка технологических свойств сырья, материалов и областей их применения;

-ориентация в имеющихся и возможных средствах и технологиях создания объектов труда;

Слайд 25

-классификация видов и назначения методов получения и преобразования материалов, энергии, информации, объектов живой природы и социальной среды,

-применение элементов прикладной экономики при обосновании технологий и проектов.

Слайд 26

В трудовой сфере:

-планирование технологического процесса и процесса труда;

-подбор материалов, инструментов и оборудования с учетом характера объекта труда и технологии;

Слайд 27

-выполнение технологических операций с соблюдением установленных норм, стандартов и ограничений;

Слайд 28

В мотивационной сфере:

-оценивание своей способности и готовности к труду в конкретной предметной деятельности;

-выраженная готовность к труду в сфере материального производства или сфере услуг;

-осознание ответственности за качество результатов труда;

Слайд 29

В эстетической сфере:

-дизайнерское проектирование изделия или рациональная эстетическая организация работ;

-моделирование художественного оформления объекта труда и оптимальное планирование работ;

Слайд 30

В коммуникативной сфере:

-формирование рабочей группы для выполнения проекта с учетом общности интересов и возможностей будущих членов трудового коллектива;

-оформление коммуникационной и технологической документации -публичная презентация и защита проекта изделия, продукта труда или услуги.

Слайд 31

Метапредметными результатами при освоении выпускниками основной школы курса «Технология» являются:

-проявление инновационного подхода к решению учебных и практических задач

-поиск новых решений возникшей технической или организационной проблемы;

-самостоятельная организация и выполнение различных творческих работ по созданию технических и прикладных изделий;

-выбор для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, интернет-ресурсы и другие базы данных;

-оценивание своей познавательно-трудовой деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей по принятым в обществе и коллективе требованиям и принципам;
Мастерство учителя на уроке заключается главным образом в умелом владении методикой обучения и воспитания, творческом применении современных педагогических технологий и передового педагогического опыта, рациональном руководстве познавательной и практической деятельностью учащихся, их интеллектуальным развитием.

Слайд 32

Учебный предмет «Технология» вносит существенный вклад в формирование всех универсальных учебных действий определенных Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования: личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных.

Прежде всего, данный курс нацелен на становление самосознания ребёнка как творческой личности, индивидуальности, формирование у него устойчивого стремления к творческой самореализации.

Слайд 33

Формирование познавательных учебных действий в курсе технологии рекомендуется осуществлять на основе интеграции интеллектуальной и предметно-практической деятельности. Школьники учатся находить необходимую для выполнения работы информацию в материалах учебника, рабочей тетради; анализировать предлагаемую информацию (образцы изделий, простейшие чертежи, эскизы, рисунки, схемы, модели), сравнивать, характеризовать и оценивать возможность её использования в собственной деятельности; анализировать устройство изделия.

Слайд 34

Для формирования регулятивных универсальных учебных действий в курсе технологии создаются благоприятные условия за счет того, что выполнение заданий требует от детей планирования предстоящей практической работы, соотнесения своих действий с поставленной целью.

Слайд 35

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий в курсе технологии обеспечивается целенаправленной системой различных методических приемов. В частности, выполнение целого ряда заданий предполагает необходимость организовывать совместную работу в паре или группе: распределять роли, осуществлять деловое сотрудничество и взаимопомощь (сначала под руководством учителя, затем самостоятельно.

Слайд 36

Одним из направлений педагогической деятельности учителя технологии является работа с одаренными детьми. Выявление уровня технологических знаний и умений, творческих способностей у обучающихся; привлечение школьников к выполнению общественно значимых и практически важных проектных заданий; поощрение наиболее способных и одаренных учащихся, все эти направления решаются при проведении олимпиад по учебному предмету. Олимпиада является мощным средством развития творческих способностей обучающихся. Учителям технологии в процессе обучения, подготовке учащихся к олимпиаде следует:
-обратить внимание на практическую подготовку обучающихся ручной и механической обработке заготовок;
-шире использовать задания практического характера (моделирование, конструирование и т.д.);
-разрабатывать и изготавливать индивидуальные проекты и изделия;
-уделить достаточное внимание качественной подготовке обучающихся для защиты проекта (формулировка проблемы; последовательность этапов изготовления; чёткость, ясность и убедительность изложения).

Подготовка учащихся к жизни, труду и творчеству закладывается в общеобразовательной школе. Для этого процесс преподавания и организационная методика урока должна быть построена так, чтобы широко вовлекать учащихся в самостоятельную творческую деятельность по формированию новых универсальных учебных действий и успешному применению их на практике.

Слайд 37

Выполняя своё предназначение, образовательная область «Технология» вносит существенный вклад в становление целостной личности, гармонично сочетающей в себе потребность к физическому и умственному труду, постоянному самообразованию и самосовершенствованию.

Сформированные при этом у школьников компетенции создают культурные и духовные предпосылки для сохранения и развития национальных культур народов России, социально-экономического развития страны.

Слайд 38