Главная страница

Закона РФ «Об Образовании»



Скачать 310.61 Kb.
НазваниеЗакона РФ «Об Образовании»
Дата21.02.2016
Размер310.61 Kb.
ТипЗакон

Пояснительная записка
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного курса русского языка для 8 класса составлена на основе Закона РФ «Об Образовании», федерального компонента Государственного образовательного стандарта основного общего образования, Примерной программы основного общего образования по русскому языку (М: Дрофа, 2007) и «Программы по русскому языку для общеобразовательных учреждений. 5-11 классы ». Автор С.И. Львова. М., 2009. Институт новых образовательных систем.. Программа рассчитана на 105 часов.

В соответствии с условиями работы МБОУ «Фокинская СОШ №2», годовым календарным учебным графиком работы школы на 2014-2015 учебный год, связи с праздничными и нерабочими днями в 2015году (24 февраля, 9марта,4 мая,11 мая) данный курс изучается в объёме 102 часа

из них

Развитие речи – 14 ч.

Контроль знаний – 4 ч.

Количество контрольных работ – 4; сочинений – 7; изложений – 4.

Курс русского языка в 8 классе направлен на всестороннее развитие личности средствами предмета: развитие мышления и речи учащихся, их эмоционально-волевой сферы, логического мышления; формирование представления о роли языка в жизни людей и богатстве русского языка; формирование потребности в речевом самосовершенствовании; совершенствование языковой, коммуникативной компетенций, необходимых для успешной учебной и трудовой деятельности.

Главная цель обучения родному языку в школе заключает­ся в том, чтобы обеспечить речевое развитие учащихся, успеш­ное овладение основными видами речевой деятельности в их
единстве и взаимосвязи: способностью осознанно восприни­мать звучащую речь (умение слушать) и печатное слово(умение читать); грамотно, точно, логически стройно, вы­разительно передавать в устной и письменной форме собствен­-
ные мысли, учитывая условия общения (умения говорить и писать).

В соответствии с целью обучения в данной программе усиле­на речевая направленность курса. Это проявляется прежде все­го в том, что центральной единицей обучения становится текст как речевое произведение, речевое высказывание, а раздел «Тестоведение» последовательно изучается во всех классах рассре­доточенным образом, т.е. в течение всего учебного года.

В связи с этим в основу курса положен утвердившийся в со­временной лингвистике триединый взгляд на языковое явле­ние: анализ его значения, формы и функции в их взаимосвя­зи и зависимости. Эта установка в первую очередь требует по­вышенного внимания к семантической стороне языка, выяс­нения «скрытой от глаз» внутренней сути языкового явления.

Зависимость формы и содержания наглядно раскрывает­ся, когда внимание учеников обращается на смысловое на­полнение регулярных языковых элементов, формально вы­раженных в виде типичных моделей, схем, конструкций.

Последовательное применение в обучении принципа три­единого взгляда на явления языка помогает по-новому подой­ти к решению очень важной методической проблемы, которая заключается в реализации внутрипредметных связей, т.е. в стремлении анализировать каждое изучаемое явление не изо­лированно, а во всем многообразии его связей с другими язы­ковыми явлениями и закономерностями.

Особенно ярко раскрываются причинно-следственные свя­зи разных сторон одного и того же явления, когда для анализа предлагаются языковые факты, имеющие частичное или полное внешнее сходство.

Идея трехмерного анализа языкового факта (с точки зрения его смысловой наполняемости, формы выражения и функци­онального назначения) пронизывает весь курс обучения русскому языку в целом, что нашло отражение даже в необычной форме подачи материала в программе, где предусмотрена не только описательно-классификационная характеристика си­стемы языка, но и указание на особенности употребления в письменной и устной речи названных в программе языковых единиц. Таким образом, в настоящей программе усилено вни­мание к проблеме поиска правильных, наиболее точных в смысловом отношении, стилистически и ситуативно умест­ных, выразительных средств языка в соответствии с целями и содержанием речи.

Свободное и уместное использование средств языка в рече­вом общении требует от человека не только хорошего знания системы родного языка и владения правилами употребления в речи языковых единиц, но и соблюдения правил речевого по­ведения, поэтому программа уделяет большое внимание развитию навыков использования в речи элементов русского речевого этикета.

Речевая направленность курса предполагает усиленное вни­мание к проблеме формирования навыков выразительной речи, воспитания любви к русскому языку, гордости за род­ной язык, интереса к его изучению. Решению этой задачи, в частности, служит систематическая и целенаправленная де­монстрация эстетической функции родного языка, знакомст­во с его изобразительными возможностями, наблюдение за ис­пользованием разнообразных языковых средств в лучших об­разцах художественной литературы, в которых наиболее пол­но проявляется изобразительно-выразительная сила русского языка. Многоаспектная языковая работа с литературными тек­стами позволяет не только совершенствовать важнейшие ре­чевые умения, но и сформировать элементарные навыки лин­гвистического анализа и выразительного чтения художествен­ного произведения. Таким образом, уроки русского языка ста­новятся, по сути дела, уроками русской словесности, на которых постигаются истоки выразительности и красоты русской речи.

Отличительная особенность данного курса - внимание к воп­росам истории развития родного языка.
Использован учебно-методический комплект:

  1. Программа общеобразовательных учреждений: Русский язык 5-11 классы. Автор-составитель С. И. Львова. Министерством образования и науки Российской Федерации. - М. : Мнемозина, 2010.

  2. Львова С. И. Русский язык. 8 класс. В 2 ч.: учеб. для общеобразоват. учреждений / С. И. Львова, В. В. Львов. – 2-е изд., испр. – М. : Мнемозина, 2010.

  3. Львова С. И. Школьный орфоэпический словарь русского языка. – М., 2004

  4. Львова С. И. Краткий орфографический словарь с этимологическими комментариями. – М., 2004.



Наименование раздела программы и количество часов на раздел

№ уро ка

ТЕМА УРОКА

ЭЛЕМЕНТЫ СОДЕРЖАНИЯ

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

Вид контроля

Дата проведения









Русский язык – национальный язык русского народа(2ч.)

1

Язык как основное средство общения в национальном коллективе.




Уметь дифференцировать главную и второстепенную информацию .

Прогнозировать содержание текста, исходя из анализа названия и содержания эпиграфа.

Устное изложение

1.09




2

Русский язык как государственный язык РФ. Русский язык как средство межнационального общения народов России и СНГ.




Сочинение-миниатюра.

4.09




Основные разделы лингвистики (на основе изученного в 5-7 классах) (7ч)

3

Слово как основная единица языка.

Анализ слова с точки зрения его звучания, морфемного строения, лексического значения, грамматических признаков и особенностей употребления в речи.

Знать основные разделы лингвистики, трудные случаи различения слов разных частей речи, трудные случаи орфографии и пунктуации.
Уметь разъяснять значение слов общественно-политической тематики и правильно их употреблять.
Уметь пользоваться разными видами словарей.
Уметь применять орфографические и пунктуационные правила.

Сочинение-миниатюра, тестирова-ние

5.09




4

Лексика активного и пассивного употребления.

Идеографический словарь.

Осложнен-ное списывание

8.09




5

Трудные случаи различения слов разных частей речи.




Тестирова-ние, составление схемы

11.09




6


Трудные случаи орфографии.

Правописание н и нн в словах разных частей речи

Словарный диктант

12.09







7

Слитные, дефисные и раздельные написания

Самостоя-тельная работа

15.09






8

Основные функции знаков препинания.




Тест.

18.09




9

Трудные случаи пунктуации.

Постановка знаков препинания перед союзом и, а также в простом осложненном предложении.

Графический диктант.

19.09




10

Развитие речи. Сочинение на лингвистическую тему «Зачем нужны запятые»




Уметь аргументировать свой тезис примерами из текста.

Сочинение.

22.09




Текстоведение (10ч.)

11

Функциональные разновидности языка.

Основные сферы общения. Задачи речи. Основные способы воздействия на читателя (слушателя). Основные признаки устной и письменной речи.

Знать основные признаки, языковые средства, основные типы речи и основные жанры всех стилей речи.


Уметь находить в журналах, газетах проблемные статьи, репортажи, портретные очерки, определять их тему и основную мысль, оценивать заголовок; распознавать характерные для художественных и публицистических текстов языковые и речевые средства воздействия на читателя.

Устное высказыва-ние.

25.09




12-13

Разговорная речь.

Особенности разговорной речи по цели высказывания, по сфере применения. Интонационные особенности разговорной речи, роль мимики и жестов в устном общении. Синтаксические средства разговорной речи.

Сочинение-миниатюра

26.09

29.09




14-15

Развитие речи. Сжатое изложение по тексту упражнения 107.




Изложение.

2.10

2.10







16-17

Официально-деловой стиль.

Особенности содержания официально-делового стиля речи. Основные жанры официально-делового стиля. Синтаксические особенности официально-делового стиля.

Составление плана. Словарный диктант.

6.10

9.10




18-19

Публицистический стиль.

Цель публицистического стиля. Основные жанры публицистического стиля. Интонационные и синтаксические особенности публицистического стиля.

Самостоя-тельная работа со словарем

10.10

13.10




20

Научный стиль.

Сфера применения, задачи, основные особенности, языковые средства и основные жанры научного стиля.

Сравнитель-ный анализ текстов

16.10




21

Язык художественной литературы.

Его особенности по цели высказывания. Средства выразительности художественной речи.


Письменный ответ на вопрос

17.10




Синтаксис и пунктуация (73 ч.)




Синтаксис и пунктуация как разделы лингвистики (2ч.)


22

Синтаксис как раздел лингвистики.

Словосочетание и предложение как предмет изучения синтаксиса. Интонационные средства синтаксиса, их грамматическая и смыслоразличительная роль.


Уметь опознавать, правильно строить и употреблять словосочетания разных видов; составлять схемы словосочетаний разных видов и конструировать словосочетания по предложенной схеме.

Словарный диктант.

20.10




23

Пунктуация как раздел лингвистики.

Основные разделы пунктуации и составляющие их правила постановки знаков препинания. Роль пунктуации в письменном общении.

Осложнен-ное списывание.

23.10




Словосочетание как единица синтаксиса (3ч.)


24-25

Виды словосочетаний.

Смысловая и грамматическая связь. Типы подчинительной связи. Виды словосочетаний по морфологическим признакам главного слова, по степени спаянности компонентов и по структуре. Синтаксический разбор словосочетаний.

Устное высказыва-ние

24.10

27.10




26

Культура речи. Употребление словосочетаний.

Соблюдение орфоэпических, грамматических и лексических норм при построении словосочетаний разных видов. Правильное употребление предлогов в составе словосочетаний.

Самостоя-тельная работа.

10.11










27-28

Развитие речи. Сжатое изложение с элементами сочинения по тексту упр. 210







Изложение

30.10

30.10




Предложение как единица синтаксиса (15 ч.)
Основные признаки предложения (5 ч.)


29

Понятие о предложении.

Структурные, семантические, коммуникативные и интонационные признаки предложения. Предложение как речевое высказывание, как средство выражения мысли. Предикативность.

Знать структурные, семантические, коммуникативные и интонационные признаки предложения, виды предложений.

Уметь различать простые предложения разных видов; выразительно читать простые предложения; проводить синтаксический анализ простого предложения; опираться на смысловой и интонационный анализ простого предложения при проведении синтаксического разбора.

Сочинение-миниатюра

13.11




30

Основные виды предложений. Виды предложений по цели высказывания и по эмоциональной окраске.

Повествовательные, вопросительные и побудительные предложения. Восклицательные и невосклицательные предложения.

Работа со словарем (групповая)

14.11

17.11


20.11




31

Виды предложений по характеру выражения отношения к действительности.

Утвердительные и отрицательные предложения.

Осложнен-ное списывание

32

Виды предложений по наличию второстепенных членов.

Распространенные и нераспространенные предложения. Синтаксический разбор предложения.

Самостоя-тельная работа.

33

Интонация предложения.

Основные элементы интонации. Мелодика повествовательного, вопросительного и восклицательного предложения. Перечислительная мелодика.

Чтение предложе-ний.

21.11




Структура предложения (10 ч.)


34

Грамматическая основа предложения.

Основные типы грамматических основ.

Знать типы грамматических основ, способы выражения подлежащего и сказуемого; виды определений, дополнений и обстоятельств.

Уметь производить синонимическую замену сказуемых; определять синтаксическую роль всех самостоятельных частей речи.
Уметь использовать обстоятельства времени как средство связи предложений в повествовательных текстах; использовать прямой и обратный порядок слов в текстах разных стилей..

Самостоя-тельная работа

24.11




35

Подлежащее и способы его выражения.

Морфологические способы выражения подлежащего.

Осложнен-ное списывание.

27.11







36

Виды сказуемого и способы его выражения. Глагольное сказуемое (простое и составное).

Морфологические способы выражения разных видов сказуемых.

Тест.

28.11







37

Составное именное сказуемое.




Составление таблицы.

1.12







38

Тире между подлежащим и сказуемым.




Осложнен-ное списывание.

4.12







39

Культура речи. Связь подлежащего и сказуемого в предложении.

Синонимическая замена разных видов сказуемых.

Тест.

5.12







40

Второстепенные члены предложения. Определение как второстепенный член предложения. Виды определений.

Синонимия распространенных и нераспространенных предложений. Изобразительная функция второстепенных членов предложения и использование ее в речи.

Творческая работа.

8.12







41

Дополнение как второстепенный член предложения. Виды дополнений.




Тест

11.12




42

Обстоятельство как второстепенный член предложения. Виды обстоятельств.

Использование обстоятельств времени как средства связи предложений в повествовательных текстах.

Синтаксический разбор

12.12




43

Развитие речи. Сочинение на морально-этическую тему (упр.350 или на выбор)

Текстоведческий анализ, анализ репродукции картины, беседа, составление плана, собирание материала к сочинению, написание и редактирование сочинения.

Сочинение

15.12




44

Культура речи. Употребление второстепенных членов предложения.

Соблюдение синтаксических норм при построении предложения. Прямой и обратный порядок слов в предложении.

Редактирование текста.

18.12




45

Контрольная работа по теме «Комплексный анализ текста»

Написание контрольной работы.

Проверочная работа.

19.12







Односоставные предложения (10 ч.)


46

Понятие об односоставном предложении. Виды односоставных предложений.

Различение двусоставных и односоставных предложений. Синонимия односоставных предложений.



Знать виды односоставных предложений.


Уметь различать двусоставные и односоставные предложения.

Уметь использовать односоставные предложения с учетом их специфики и стилистических свойств

Самостоя-тельная работа

22.12




47

Назывное предложение.

Типичные модели назывных предложений. Именительный представления.

Сочинение – миниатюра.

15.12













48

Определенно-личное предложение

Типичные модели односоставных глагольных предложений.


Осложнен-ное списывание

26.12




49

Неопределенно-личное предложение




Синтаксический разбор

29.12




50

Обобщенно-личное предложение




Самостоя-тельная работа

12.01







51-52

Безличное предложение

Морфологические средства выражения главного члена в безличном предложении.

Выборочное списывание

15.01

16.01






53

Развитие речи. Изложение с элементами сочинения (по упр.411)




Сочинение

19.01




54-55

Урок-практикум «Виды односоставных предложений

Тестирование, различные виды диктантов, грамматический разбор, конструирование предложений, осложненное списывание

Самостоя-тельная работа


22.01

23.01




56

Контрольная работа по теме «Виды односоставных предложений

Написание контрольной работы




Контроль-ная работа

26.01




Простое осложненное предложение (43 ч.)

57

Простое осложненное предложение и его признаки.




Знать интонационные и пунктуационные особенности предложений с однородными членами, с обособленными членами, с вводными конструкциями и обращениями;

Правила постановки знаков препинания в простом осложненном предложении.


Уметь правильно и уместно употреблять предложения с вводными конструкциями и обособленными членами; правильно строить предложения с обособленными членами; опираться на смысловой и интонационный анализ простого предложения при проведении пунктуационного разбора; использовать различные синтаксические конструкции как средство усиления выразительности речи.

Уметь устно объяснять пунктуацию предложений изученных конструкций; использовать на письме специальные графические обозначения; строить пунктуационные схемы простых предложений; самостоятельно подбирать примеры на пунктуационные правила.


Владеть правильным способом действия при применении изученных правил пунктуации.

Словарный диктант.

29.01




58

Понятие об однородных членах предложения

Интонационные и пунктуационные особенности предложений с однородными членами. Синтаксический разбор предложения с однородными членами.

Объяснитель-ный диктант

30.01




59

Способы связи однородных членов предложения

Бессоюзие и многосоюзие.

Графический диктант

2.02




60

Пунктуация при однородных членах предложения




Тест

5.02




61

Однородные и неоднородные определения

Различение однородных и неоднородных определений на основе смыслового, интонационного и грамматического анализа предложения. Постановка знаков препинания в предложениях с однородными и неоднородными определениями.

Синтаксический разбор

6.02




62

Развитие речи. Сочинение по картине К.Ф.Юона «Весенний солнечный день»

чтение и анализ искусствоведческого текста, беседа, составление плана, собирание материала к сочинению, написание и редактирование сочинения

Сочинение

9.02







63

Обобщающие слова при однородных членах предложения.

Особенность интонации и пунктуации предложений с обобщающими словами при однородных членах..

Осложнен-ное списывание

12.02




64

Развитие речи. Сочинение на лингвистическую тему «Какой бывает интонация при однородных членах» (по тексту упр. 463)

чтение и анализ учебно-научного текста, беседа, составление плана, подбор ключевых слов, написание и редактирование сочинения

Сочинение

13.02




65

Культура речи. Употребление однородных членов предложения

Основные синтаксические нормы построения предложений с однородными членами. Выбор формы сказуемого при однородных подлежащих.

Объяснительный диктант

16.02




66

Развитие речи. Сжатое изложение по тексту упр. 469.




Изложение

19.02




67

Предложения с обособленными членами. Понятие об обособленных членах предложения

Синтаксический разбор предложений с обособленными членами.

Словарный диктант.

20.02




68-69

Обособление определений и приложений

Интонационные и пунктуационные особенности предложений с обособленными определениями.

Тест

26.02

27.02




70-71

Обособление обстоятельств

Интонационные и пунктуационные особенности предложений с обособленными обстоятельствами.

Объяснительный диктант

2.03

5.03







72

Обособление дополнений

Интонационные и пунктуационные особенности предложений с обособленными дополнениями.

Словарный диктант

6.03




73-74

Обособление сравнительных оборотов. Способы выражения сравнения

Интонационные и пунктуационные особенности предложений со сравнительным оборотом.

Графический диктант

12.03

13.03




75-76

Уточняющие и присоединительные члены предложения

Интонационные и пунктуационные особенности предложений с уточняющими членами.

Тест

16.03

19.03







77-78

Культура речи. Употребление обособленных членов предложения

Основные синтаксические нормы построения предложений с обособленными членами. Использование обособленных членов предложения в текстах разных стилей и типов речи.

Конструиро-вание предложений

20.03

30.03

79-80

Урок-семинар «Обособленные члены предложения»

сообщения на лингвистические темы, текстоведческий анализ

Доклад на лингвисти-ческую тему

2.04

2.04

81-82

Контрольный диктант по теме «Обособленные члены предложения» и его анализ

Написание диктанта

Работа над ошибками в диктанте.

Контроль-ный диктант


6.04

9.04


83

Предложения с вводными конструкциями, обращениями и междометиями. Вводные и вставные конструкции




Объяснительный диктант

10.04

84-86

Предложения с вводными конструкциями и пунктуация при них




Тест

10.04

13.04

16.04

87-88

Развитие речи. Сочинение по картине И.Н.Крамского «Неизвестная».

Чтение и анализ искусствоведческого текста, беседа, составление плана, подбор ключевых слов, написание и редактирование сочинения

Сочинение

17.04

89-90

Предложения со вставными конструкциями и пунктуация при них




Конструиро-вание предложений

20.04

23.04



91-92

Обращения и пунктуация при них




Изложение-миниатюра

24.04

27.04

93

Предложения с междометиями и словами ДА, НЕТ.




Самостоя-тельная работа

30.04







Повторение изученного (10 ч.)

94-100

Пунктуация (повторение изученного)

Тире между подлежащим и сказуемым.




Словарный диктант

7.05




Знаки препинания в предложениях с однородными членами предложения.

Графический диктант.

8.05




Знаки препинания в предложениях с обособленными членами.

Осложнен-ное списывание.

14.05




Знаки препинания в предложениях с вводными конструкциями, обращениями и междометиями.

Объяснительный диктант.

15.05







Трудные случаи пунктуации.

Тест

18.05








101-102

Итоговое тестирование.

Написание итогового теста

Тест

21.05

21.05







103-104

Развитие речи. Сочинение. Лингвистический анализ текста (по тексту упр. 621)

Выразительное чтение и анализ текста, написание и редактирование сочинения.

Сочинение

25.05

25.05





105

Час занимательной пунктуации. Подведение итогов года.







29.05